Впечатляющая победа республиканцев на последних выборах – проблема не только для Обамы и его Демократической партии, но и для российского политического истеблишмента, который серьезно опасается, что Конгресс в новом составе попытается подорвать политику перезагрузки отношений с Россией.
Понятно, что теперь позиции Обамы, особенно во внутренних делах страны, значительно ослабли, однако он по-прежнему является творцом внешней политики, и для предстоящей нелегкой президентской кампании 2012 года именно в этой области он имеет возможность заработать так необходимые ему очки. Излишне говорить, что это будет крайне нелегко в ситуации, когда после 20 лет в статусе единственной супердержавы в мире Америка оказалась вдруг в сложнейшей геополитической, экономической и финансовой ситуации. Можно бесконечно перечислять эти проблемы и показывать пальцем на виновных, но гораздо более важным представляется вопрос – что делать дальше?
Если говорить об отношениях России и США, то в первом приближении в Вашингтоне есть сторонники двух различных подходов. Первый – это стратегия Буша–Клинтона или даже еще более жесткая политика изоляции и ослабления России за счет расширения НАТО, строительства нефте- и газопроводов в обход российской территории, давление на старую Европу за излишне мягкое отношение к России и безоговорочная поддержка новой Европы, которая продолжает видеть в России врага. Плюс к этому – поощрение разного рода цветных революций под лозунгами свободы и демократии и в то же время создание экономических и военно-политических союзов с диктаторскими и авторитарными режимами на территории бывшего СССР.
Проще говоря, сторонники этой стратегии воспринимают Россию как клон СССР, делая вывод о необходимости политики сдерживания и продолжения идеологической войны, скрывая ее под более нейтральным термином «народная дипломатия».
Их непосредственные задачи сегодня – это сорвать договор СТАРТ о сокращении ядерных вооружений, пролоббировать строительство Nabucco и других трубопроводов в обход России для транспортировки евразийских энергоресурсов в Европу, противостоять усилиям России интегрироваться в европейские структуры безопасности ну и продолжать критику России за нарушение прав человека.
Сторонники другого подхода считают, что такая политика весьма недальновидна и противоречит прежде всего интересам самих Соединенных Штатов. В настоящее время Америка находится в трудном положении – астрономический национальный долг около 14 трлн. долл., почти 10-процентная безработица, две бесконечные и практически проигранные войны, подъем воинствующего ислама в разных частях мира и множество других проблем. Могут ли в этих условиях США позволить себе добавить жесткую конфронтацию с Россией, вместо того чтобы привлечь ее на свою сторону баррикад, как это пытается сделать старая Европа?
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен вряд ли является платным кремлевским пропагандистом, но в преддверии скорой встречи лидеров стран НАТО и России в Лиссабоне заявил, что «в настоящее время НАТО не рассматривает Россию как врага и у нас есть возможность перевернуть страницу в наших отношениях». Президент Медведев ответил в том же духе: «Мы рады такому подходу, потому что он дает возможность более плодотворно развивать наше сотрудничество и создать более устойчивую систему безопасности в Европе и в мире».
И это не простой обмен дипломатическими вежливостями, за этим следуют реальные дела – такие как обеспечение маршрутов для военных поставок НАТО и продажа НАТО российских вертолетов, обучение афганских военнослужащих и даже участие в совместных с США операциях в Афганистане, сближение с позициями США по Ирану и многим другим вопросам безопасности.
Те, кто не согласен с политикой перезагрузки, которую начал Обама, должны понимать, что это не предательство национальных интересов США, как говорят некоторые бывшие солдаты холодной войны, и не благотворительность в пользу России. Такая политика отвечает взаимным интересам и имеет важнейшее значение для безопасности обеих стран.
Что касается восточных европейцев, которые с большим подозрением относятся к перезагрузке, то им следует подсказать, что, может быть, хватит просить защиты от русского медведя, а вместо этого надо развивать торговые и экономические связи со своим могущественным соседом.
Некоторые положительные сдвиги в этой области уже наблюдаются – например, в Польше и Украине избраны лидеры, которые отказываются от политики конфронтации. И даже в странах Балтии наметилась тенденция к пониманию того, что нормальные отношения с Россией полезнее для их экономики и безопасности, чем постоянные призывы к Западу о помощи.
Основная идея перезагрузки проста, логична и эффективна: сотрудничество лучше, чем конфронтация, нужны компромиссы, а общая безопасность имеет первостепенное значение. Конечно, эти цели не так легко достичь, они требуют постоянных усилий от политиков по обе стороны Атлантики.
Первое серьезное испытание для Обамы – это предстоящее голосование по договору СТАРТ. Если Сенат ратифицирует этот договор, следует ожидать новый положительный виток в процессе перезагрузки. Если же Сенат проголосует против, то нам придется готовиться к серьезному охлаждению в американо-российских отношениях со всеми печальными последствиями.
К сожалению, история говорит о том, что политики часто совершают трагические ошибки, однако в данном случае все же есть большая вероятность, что здравый смысл возьмет верх.