Якеменко готов взвалить на себя груз борьбы за всеобщий патриотизм.
Фото РИА Новости
Вчера премьер Владимир Путин беседовал с руководителем Федерального агентства по делам молодежи Василием Якеменко, который поделился с главой правительства своими успехами на ниве патриотизма. Между тем, по данным Аналитического центра Юрия Левады, за последние три года патриотический уровень населения страны проявил явную склонность к понижению. Эксперты «НГ» видят истоки нехорошей тенденции в ошибочности рецептов, выписанных властью для исправления ситуации в этой области.
Василий Якеменко, по случайному совпадению, был принят премьером через день после скандальных откровений главы Росмолодежи в адрес избитого журналиста Олега Кашина. Одновременно с новостью о встрече в Белом доме на сайте Якеменко появилось новое глумливое сообщение. Теперь уже в адрес соратников Кашина, которые стараются «продержать тему горячей как можно дольше». Блогеры и журналисты, осудившие чиновника, чохом были записаны им в когорту желающих «получить информационные дивиденды с чужой трагедии». Этот нехороший поступок Якеменко считает «оскорблением человеческого достоинства Олега Кашина». Впрочем, этот новый пост выглядел попыткой чиновника «очиститься» перед покровителями: подзаборная риторика уступила место благородному негодованию.
Появившийся в эфире госканалов рядом с Путиным высокопоставленный блогер демонстрировал крайнюю степень удовлетворения судьбой: диалог с Путиным мгновенно возвысил его над теми, кто требовал накануне отставки чиновника.
Якеменко похвалился Путину: в будущем году его ведомство планирует снять фильмы о всех ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в России. Оказывается, уже снято 7 тыс. таких фильмов. Исключительно «в целях патриотического воспитания молодых людей». Странноватой показалась идея этих двухчасовых интервью: ветеранам задают только те 40 вопросов, которые утверждены Росмолодежью. При этом авторам задумки, очевидно, кажется, что в организации телеинтервью с пожилыми людьми ничего хитрого нет, поэтому процесс предельно демократизирован: камера с вопросником выдается каждому желающему. То есть независимо от его профессионального опыта.
Заметим, в эти встречи с ветеранами заложена серьезная политическая компонента. Например, у пожилых людей кроме вопросов «о любви на войне» интересуются объемом «реальной американской помощи» и контактами с «власовцами-предателями».
Путин поинтересовался: как предполагается использовать материал? И вот здесь настал звездный час Якеменко: «Это очень важный архив, который поможет историкам, особенно нашим, российским, противодействовать фальсификации истории». После чего чиновник перевел разговор на привычные военно-патриотические рельсы – этот материал будет также аргументом против тех, кто считает, что Россия должна отдать часть территории... При этом собеседник Путина, видимо, не захотел раскрывать карты до конца – конкретных имен врагов российского народа перечислять он не стал. Что, впрочем, не исключает возможности подготовки такого перечня в недрах Росмолодежи.
«Очень полезно», – обронил премьер.
Многолетняя работа Якеменко на посту профессионального патриота, по идее, должна была бы привести к резкому росту показателей на этом направлении. Однако свежий социологический опрос Левада-Центра эти предположения никак не подтверждает. Упрямые цифры демонстрируют растущее нежелание граждан пропитываться благородными идеями.
По данным исследователей, «патриотами» сегодня считают себя 70% граждан, в то время как три года назад, в декабре 2007-го, таких людей было в стране 78%. Более чем в полтора раза – с 12 до 19% – выросло число тех, кто патриотом себя не считает вовсе.
Любопытны и ответы респондентов на вопросы, касающиеся причин любви к отечеству. Как выяснилось, волнующая Якеменко проблема фальсификации истории оставила россиян равнодушными. Большинство опрошенных – 59% – уверены, что быть патриотом означает просто любить свою родину. И только 22% связывают это понятие с готовностью «защищать свою страну от любых нападок и обвинений»...
Еще меньше тех, кто патриотизмом считает постулат «твоя страна лучше, чем другие». И, наконец, по-прежнему невелико – 4%, что равно статпогрешности – число любителей увязывать патриотизм с отказом признать у страны какие-либо недостатки.
Один из авторов исследования, сотрудник Левада-Центра Денис Волков отмечает: большинство тех, кто отказывается признавать себя патриотом, – зрелые люди от 25 лет и выше, живущие на социальной и географической периферии. То есть в малых городах, в сельской местности. Это те, у кого не хватает денег на продукты, кому сложно найти работу. Те, кто больше всего пострадал от экономического кризиса.
Официальная патриотическая пропаганда очень слабо влияет на такую аудиторию, подчеркивает эксперт, еще и потому, что все «действия властей направлены на отстранение граждан от политической жизни»: «Вместо того чтобы воспитывать у людей интерес к политике, вырабатывать у них активную жизненную позицию, власть требует только послушания. В целом по стране 85% респондентов говорят о том, что повлиять ни на что они все равно не могут, а значит, ни за что не отвечают. То есть и за свою страну тоже. Такой вот получается пассивный патриотизм».
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что насаждаемый сверху официальный патриотизм не трогает людей: «Здесь должна быть эмоция. Борьба с фальсификаторами не воспринимается актуальной. У граждан к этой проблеме отношение ироничное и отстраненное – ну, борются и борются, значит – так надо... При этом никто не задумывается над ценой этой борьбы. Над тем, к примеру, какой кусок бюджета откусила себе Росмолодежь под каждый свой ультрапатриотический проект».
И дело не только в деньгах, замечает эксперт: «В беднейшие годы советской власти населению могли предложить образцы для подражания: героев-летчиков, полярников... Кого сейчас можно предложить россиянам в этом качестве? Якеменко, который полностью морально дискредитирован своими откровениями в Интернете?» Упадок патриотизма, указывает собеседник «НГ», связан еще и с тем, что оказалась скомпрометированной история страны: «Люди уходят в альтернативные вещи. Точно так же, как в советские времена люди уходили в юмористические передачи. И когда продвигаются властью какие-то искусственные ценности, они воспринимаются иронично по меньшей мере».