Михаил Федотов хочет быть не начальником, а координатором.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера президент Дмитрий Медведев утвердил нового руководителя своего Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Им стал секретарь Союза журналистов Михаил Федотов. Одновременно Медведев повысил статус главы cовета, назначив его своим советником. Правозащитники и эксперты, одобрившие выбор президента, объясняют затянувшиеся поиски преемника Эллы Памфиловой стремлением Кремля сохранить прежний состав этого органа.
Михаил Федотов рассказал «НГ», что узнал о назначении не от чиновника администрации президента, а от уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, который поздравил его по телефону. Секретарь Союза журналистов стал своего рода компромиссной фигурой, устроившей и власти, и правозащитное сообщество. С одной стороны, это государственник, автор закона о печати, по которому и сегодня работают все российские СМИ. С другой стороны, человек, имеющий серьезные международные связи – как пожизненный посол России в ЮНЕСКО. С третьей – последовательный защитник либеральных тенденций в отечественной политике.
В беседе с «НГ» Федотов признался, что не видит себя начальником – он намерен стать координатором, который донесет до президента все разнообразие точек зрения членов совета по важным проблемам, волнующим людей. Корреспондент поинтересовалась, готов ли он говорить с главой государства о деле экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Федотов сказал, что готов, но перед этим будет изучать документы по процессу.
Для начала новый руководитель «хотел бы увидеться с каждым членом совета по отдельности и со всеми вместе – чтобы решить, что надо менять, кого надо пригласить дополнительно в состав совета». В последнее время собеседник «НГ» много занимался поправками в закон о СМИ. Он продолжит работу над этими документами: «Это мое родное, куда ж я от этого денусь? И не хочу от этого никуда уходить. Потому что в этом я разбираюсь гораздо лучше, чем в полицейской реформе или в семейном праве. Просто свобода слова – это такая важная вещь, без которой все остальные права и свободы исчезнут». Для Федотова «важен тренд на либерализацию и модернизацию правовой системы».
Нынешнее назначение состоялось почти через три месяца после отставки Эллы Памфиловой. Эксперты, перебирая возможные кандидатуры, считали одной из наиболее вероятных Александра Аузана. Дело в том, что члены совета публично выразили тогда сильную обеспокоенность вероятным назначением на эту должность чиновника. Некоторые из них даже заявили о готовности выйти из состава совета. Потом страсти поутихли, и затянувшееся молчание президента заставляло подозревать ослабление его интереса к проблеме. Как выяснилось, это впечатление было обманчивым.
Глава движения «За права человека» Лев Пономарев объясняет затянувшиеся поиски будущего главы совета колебаниями в Кремле: «Я думаю, была борьба. Было понимание того факта, что если поставить туда человека, представляющего первого замглавы администрации президента Владислава Суркова, то люди просто из совета выйдут и этот орган перестанет существовать». Член совета Светлана Ганнушкина объясняет отказ Кремля от кандидатуры Аузана осторожностью власти: «Мне кажется, что администрация президента была несколько ошарашена тем, что за время своего председательства Элле Александровне удалось создать единую структуру, которая в состоянии действовать самостоятельно, а не по чьей-то указке. И выбрать лидера из своей среды. Поэтому не Аузан...»
Правозащитники, говорит Пономарев, были уверены, что в этом случае совет превратится в некое подобие Общественной палаты: «Возникнет псевдосовет. Но это было бы настолько прозрачно и нанесло бы такой урон Медведеву, что, взвесив все минусы такого выбора, власти выбрали правильное решение – сохранить совет и поставить того человека, который не оттолкнул бы его членов. Решение оказалось оптимальным».
Правозащитники, сообщил собеседник «НГ», хорошо знают Михаила Федотова: «С его участием был создан, может быть, один из лучших в мире законов о СМИ, который застолбил свободу слова в России. Он хорошо знает международные структуры, международное право».
Перед Федотовым стоит задача укрепления совета, считает Пономарев. Правозащитник отмечает слабую поддержку этого органа со стороны администрации президента: «В совете слишком мало сотрудников».
Первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин объясняет затянувшиеся раздумья Кремля по поводу нового руководителя совета следующим образом: «Решался принципиальный вопрос – человек изнутри совета или извне. Дело в том, что совет уже сложился. И, не считая тех, кто, может быть, неоднозначно относился к Памфиловой, они все – единомышленники. Это люди с разными судьбами: правозащитники, диссиденты... И любой человек извне был бы воспринят этим сообществом в штыки».
Если бы совет превратился в аналог Общественной палаты, замечает эксперт, его участь была бы печальной: «Зачем нам еще одна Общественная палата?» Федотов, указывает эксперт, уже сформулировал несколько задач, соответствующих интересам и власти, и правозащитников: реформы судебной системы и МВД. Очень важным собеседник «НГ» считает повышение статуса главы совета.