Глава NASA Чарльз Болден может быть доволен новым бюджетом его организации.
Источник: фото с официального сайта www.nasa.gov
В конце сентября Конгресс США одобрил бюджет NASA на 2011 год в размере 19 млрд. долл., а до 2013 года включительно – на сумму 58 млрд. Правда, теперь законодатели в ходе еще одного голосования должны дать агентству право использовать эти средства. Но в любом случае очевидно: Капитолийский холм поддержал планы президента Барака Обамы отправить американскую пилотируемую миссию к астероиду не позднее 2025 года, а к Марсу – не позднее конца 2030-х годов. Кроме того, к оставшимся двум полетам шаттлов добавлен еще третий, последний, для доставки на станцию груза и экипажа. Бюджет NASA также позволит США активно участвовать в программе МКС до 2020 года.
В бюджете не нашли отражения предварительные и пока не обеспеченные никаким финансированием планы NASA отправить пилотируемую миссию в так называемую точку Лагранжа L1, где притяжения Земли и Солнца уравновешивают друг друга. Считается, что в подобных гравитационных ловушках могли застрять обломки «строительного мусора», оставшегося со времени формирования Солнечной системы. Но интерес NASA к L1 не научный. Агентство намерено собирать там элементы техники для «астероидной» и «марсианской» экспедиций.
«Не хочу назвать подобные планы глупостью, – сказал бывший ведущий проектант РКК «Энергия», профессор Леонид Горшков, – но мне они кажутся очень странными. Пилотируемый комплекс для полета к L1 и «висения» в ней с технической точки зрения практически так же сложен, как и для экспедиций в дальний космос. К тому же куда проще, дешевле и быстрее собрать подобную технику на околоземной орбите. Плюс торможение, чтобы войти в L1, а потом ускорение, чтобы выйти из нее, потребуют много топлива. Худшей «стартовой площадкой» для полетов к астероиду и Марсу может быть только Луна».
Формирование бюджета NASA на 2011 год шло непросто. Между Палатой депутатов и Сенатом возникли разногласия относительно его распределения по статьям расходов. Так, Палата депутатов предлагала перечислить России на предоставление транспортных услуг для МКС в два раза большую сумму, чем американским компаниям, создающим новые пилотируемые и грузовые корабли. Что же касается Сената, то в его проекте бюджета NASA предусматривалось значительно большее финансирование работ по созданию американской космической транспортной техники (хотя и в два раза меньше, чем запросил Белый дом). Кроме того, давалось четкое указание агентству: иметь к 2017 году готовый тяжелый носитель для полетов американских астронавтов в «дальний космос».
Одобренный бюджет в целом устранил эти трения. Агентство начнет разрабатывать тяжелый носитель уже в 2011 году – на четыре года раньше первоначального срока. Америка не допустит сколько-нибудь длительной зависимости реализации своей стратегии освоения космического пространства от другой страны. В особенности это относится к России, в отношениях с которой у США сохраняется немало «чувствительных» точек, которые могут стать «болевыми» и привести к охлаждению связей между Москвой и Вашингтоном.
История показывает, что космическое сотрудничество между двумя ведущими «игроками» на поле освоения внеземного пространства чрезвычайно зависит от общего контекста советско/российско-американских отношений. Следовательно, нельзя исключить ситуацию, при которой данный контекст сделает невозможным взаимодействие двух стран в такой стратегически важной сфере, как космическая деятельность.
Таким образом, разрыв партнерства с Россией не должен оказать сколько-нибудь заметного негативного влияния на осуществление космической программы США. Осознание этого обстоятельства вынудило группу лауреатов Нобелевской премии, бывших сотрудников NASA и астронавтов направить в сентябре 2010 года открытое письмо члену Палаты депутатов Барту Гордону, возглавляющему комитет, который участвует в формировании бюджета NASA. В письме, в частности, есть такие слова: «NASA должно вкладывать куда больше средств в американскую, чем в российскую, ракетно-космическую промышленность, однако в проекте <бюджета NASA>, который предложила Палата депутатов, отсутствует понимание данного факта».
Появление этого «понимания» у Белого дома, Капитолийского холма и NASA – вопрос ближайшего времени, тем более что в течение трех лет агентство планирует выделить 1,3 млрд. долл. на поддержку частных компаний, создающих новые грузовые и пилотируемые корабли. Фирма «Локхид Мартин», разрабатывающая пилотируемый корабль «Орион», заявила в конце сентября этого года, что будет готова начать испытания этой машины уже в 2013 году.