Арнольд Шварценеггер везет в Россию интеллект и инвестиции.
Фото Reuters
В субботу в Россию по личному приглашению президента Дмитрия Медведева приезжает губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. В понедельник запланирована его встреча с главой государства. Вместе со Шварценеггером в Москву прилетит делегация американских венчурных бизнесменов и представителей крупных компаний США, проявляющих интерес к сотрудничеству с инновационным центром «Сколково». Американцы едут с намерением инвестировать в конкретные российские инновации.
Визит Шварценеггера в Россию продлится до 13 октября. За это время делегация американских венчурных бизнесменов успеет побывать на встрече с президентом Дмитрием Медведевым, посетить «Роснано» и Российскую венчурную компанию, а также слетать в Казань. Впрочем, самое пристальное внимание американцы уделят инноцентру «Сколково». В понедельник вечером состоится первое заседание Совета фонда «Сколково», в котором примут участие сопредседатели Совета Виктор Вексельберг и Крейг Барретт, первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков и помощник президента Аркадий Дворкович. Среди членов Совета – представители руководства иностранных корпораций Nokia, Siemens AG, Tata Sons, компании Cisco Systems Inc, а также Google. Все эти компании уже согласились открыть свои представительства в «Сколково» и инвестировать в российские разработки.
Вексельберг отчитается о первых результатах деятельности руководства фонда «Сколково». Однако главной темой первого заседания будет утверждение мандата фонда «Сколково» на выполнение функций управляющей компании. Рассмотрят члены Совета и среднесрочные и долгосрочные планы, а также проектное финансирование. Немудрено, что руководителей американских венчурных фондов интересует именно этот пункт. Депутат Госдумы Илья Пономарев рассказал «НГ», что венчурные бизнесмены из США едут в Россию с намерением инвестировать в конкретные проекты. Он напомнил, что делегация руководителей американских венчурных компаний уже посещала Россию в мае, тогда состоялась их встреча с президентом Медведевым. Поездка носила по большому счету ознакомительный характер. Американцам важно было получить гарантии от высшего руководства нашей страны, оценить риски и принять решение: можно ли инвестировать в российские инновации. Глава государства тогда фактически уже дал им личные гарантии. Оптимизма американским бизнесменам, судя по всему, прибавил и июньский визит российского президента в США. Дмитрий Медведев посетил Кремниевую долину, аналог которой собирается построить в России, и призвал иностранцев к сотрудничеству. «Американских бизнесменов интересуют конкретные проекты. В делегации Шварценеггера будет несколько предпринимателей из Кремниевой долины, а также представители Массачусетского технологического института», – сообщил парламентарий Пономарев.
Впрочем, оказалось, что некоторые наши соотечественники, работающие за границей, гораздо менее оптимистично настроены по поводу перспектив создания в России иннограда «Сколково», чем иностранцы. Накануне руководитель департамента международного сотрудничества фонда «Сколково» Алексей Ситников поделился планами о намерении пригласить новоиспеченных нобелевских лауреатов по физике Андрея Гейма и Константина Новоселова, получивших премию за открытие графена, к участию в проекте. Ситников, впрочем, уточнил, что никакого конкретного предложения ученым направлено не было. Не удивительно, что прямой вопрос журналистов о том, собираются ли Гейм и Новоселов принять приглашение руководства российского инноцентра, застал ученых врасплох: Гейм заявил, что о намерении пригласить его в «Сколково» не знает, а Новоселов вообще оказался не в курсе сути этого проекта.
Судя по комментариям Гейма, ученый безнадежно отстал от современных российских реалий и оценивает нашу страну исключительно с точки зрения 90-х годов, когда из нее уехал. И это не удивительно: ему некогда было следить за тем, как меняется страна и какие цели ставит перед собой. К тому же разум ученых устроен несколько иначе, они живут в другом – загадочном – мире чисел и формул. «Что меня может заинтересовать? Быть большим начальником? Я и так большой начальник, согласно английским газетам. Я не вижу, зачем и как можно меня привлечь», – задался вопросом ученый. Более того, Гейм не считает разумным импортировать большие имена, а указывает на то, что надо растить свои. Этим утверждением он противоречит сам себе. В 90-х годах, когда Гейм принял решение покинуть нашу страну, именно он был тем, кого Запад импортировал из России и весьма успешно интегрировал в свое научное сообщество.
Между тем первый замглавы администрации президента Владислав Сурков не видит ничего страшного в неготовности нобелевского лауреата Андрея Гейма принять участие в проекте «Сколково: «Гейм отказался. Ну что ж, это его право. Но у нас Жорес Алферов согласился сотрудничать со «Сколково» – это один нобелевский лауреат. Роджер Корнберг – американский нобелевский лауреат – согласился сотрудничать со «Сколково». Господин Гейм – нет. 2:1 в пользу «Сколково», я так понимаю». Сурков считает, что это нормальный процесс: «У него свое мнение». «Пользуясь случаем, поздравляем его с Нобелевской премией и гордимся им», – заявил Сурков.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский объясняет заявления Гейма эмоциональным состоянием: «Гейм переживает один из самых волнующих моментов в своей жизни. А тут ему позвонили журналисты, рассказали, что его хотят пригласить в «Сколково», но с ним еще никто этого не обсудил. Поэтому первая реакция была вызвана эмоциями. Вполне возможно, что в его сознании всплыли обиды из прошлого, многое накопилось, и он это высказал». Эксперт сомневается, что ученый озвучил свою идеологическую позицию по поводу российской модернизации. По мнению Бадовского, как только схлынет эмоциональная волна и с Геймом состоятся встречи, его мнение вполне может измениться.