Виктор Басаргин спешит проверить эффективность губернаторского корпуса.
Фото PhotoXPress.ru
Министерство регионального развития РФ решило подкорректировать список критериев оценки деятельности губернаторов. Поправки призваны напомнить региональным начальникам об ответственности перед населением и федеральным Центром. По оценке экспертов «НГ», документ носит явно предвыборный характер.
Изменения в тексте соответствующего прошлогоднего постановления правительства, как сказано в пояснительной записке к нынешнему документу, учитывают «предложения субъектов РФ» и «практический опыт проведенной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти» на местах. Дополнен перечень критериев оценки работы губернаторов, меняется и оценка эффективности их деятельности.
В список новых показателей ведомством Виктора Басаргина включены те, что касаются «жилищного строительства и обеспечения граждан жильем». Появятся в документе и критерии, характеризующие эффективность местных властей «в сфере дорожного хозяйства, а также в области государственных (муниципальных) закупок».
Явная социальная направленность поправок демонстрирует озабоченность Центра ситуацией в регионах – в преддверии нескольких важных избирательных кампаний. Однако насколько эффективно используется сегодня уже существующий список критериев, состоящий из нескольких десятков пунктов? Мы помним: когда единороссы отказались ходатайствовать о переназначении главы Калининградской области Георгия Бооса, никто из его однопартийцев не вспоминал о каких-то там критериях. Речь шла о достаточно абстрактном недовольстве населения политикой губернатора – с отсылом на массовый митинг. Недавняя отставка Юрия Лужкова с формулировкой «недоверия» тоже не содержит конкретного объяснения – какие именно критерии «эффективности» были нарушены мэром. И дело даже не в том, что президент Дмитрий Медведев избрал тот или иной вариант для удаления с поля регионального руководителя. Просто критерии, о необходимости которых так долго твердили чиновники разного уровня, оказались не востребованы.
Впрочем, иначе и быть не могло. После замены губернаторских выборов системой назначений – через партии большинства в местных парламентах – федеральному Центру уже не нужно было убеждать население в неэффективности главы региона. Зачем тогда копаться в критериях? Их молча положили под сукно. Кстати, этими же поправками некоторые из них удалены из списка. Сегодняшний интерес правительства к перечню выглядит поэтому мерой в значительной степени пропагандистской, привязанной к выборам. И, видимо, не случайно новость эта появилась накануне единого дня голосования 10 октября.
Между тем список критериев мог бы стать действенным оружием в борьбе за эффективность местных властей. Если бы, например, содержал пункт о соразмерности доходов региона и льгот, которые получают местные высшие чиновники и законодатели. В том числе и отставники. В последнее время расхождение между этими показателями становится все более скандальным. Другая сторона проблемы: много ли зависит от губернатора, чей критерий эффективности признан низким? Центр заставляет его увеличивать расходы, не оставляя в регионе налогов для их покрытия. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что нынешний список губернаторских критериев эффективности излишне длинен и подробен, и это не случайно: «Чем больше показателей, тем больше возможностей для моделирования ситуации – например, перед выборами. Тем больше возможностей для давления на местные власти. Весь этот набор и подводился под избирательные кампании...» Кроме того, замечает эксперт, до сих пор не формализован подсчет результатов проверок.