0
546
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2010 00:00:00

Модернизационная мотивация


Модернизацию удастся сделать успешной лишь тогда, когда россияне почувствуют от нее личную выгоду, считает первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков. На его взгляд, мотором высокотехнологичного развития должны стать заинтересованные сообщества граждан. Ведь в 90-е именно такие мотивированные группы тащили страну вперед. Чтобы стимулировать их появление, государство должно расширить горизонты возможностей и создать благоприятную атмосферу для развития и самореализации.

Первый замруководителя кремлевской администрации Владислав Сурков, выступая в среду на международной конференции «Социальное измерение модернизации», заявил что «государство не сможет включить процесс социальных изменений, если не найти практическую мотивацию».

Он убежден, что люди должны чувствовать выгоду от модернизации: «Поэтому чем скорее мы объясним, что именно выиграет от модернизации каждый, тем больше людей сможем вовлечь в свою поддержку».

Сурков признался, что государству будет очень нелегко, ведь модернизация, наладка и вытягивание на современный уровень инфраструктуры – процесс дорогостоящий. Он намного дороже, чем, к примеру, строительство иннограда «Сколково». Впрочем, это обстоятельство не отменяет главной стратегической цели – перевести Россию в другой класс стран. Пока же Сурков констатирует: «Сегодня мы ближе к бедным странам». Развитие тормозит сырьевой тип экономики. И хотя, по словам Суркова, «сегодняшний бедняк живет лучше, чем в XIII веке, но он остается бедняком». Модернизация, по сути дела, и нужна в первую очередь для того, чтобы повысить уровень и качество жизни людей, теперь лишь осталось сделать этот тезис очевидным для критического большинства россиян.

У Суркова есть свое представление, как запустить этот механизм. В первую очередь нужны активные социальные группы, мотивированные модернизацией. «Сегодня такой социальной, масштабной группы нет, и все приводится в движение бюрократическими усилиями», – пришел к неутешительной мысли высокопоставленный кремлевский чиновник. Он с ноткой очарования вспомнил 90-е: «Как бы мы к ним ни относились, там были очень жестко мотивированные социальные группы: люди рисковали жизнью, но тащили страну вперед. Да, это было меньшинство, но настолько упорное и мотивированное, что им не нужно было доказывать, что рыночная экономика и демократия – это хорошо. Они и так об этом знали». Сейчас подобных групп почти нет. «Отсутствие такой социальной группы, которая не в теории, а на практике была бы замотивирована к изменениям, является для нас серьезнейшей проблемой. В том же Сколкове пока очень мало проектов частных кампаний, и изменить их менталитет сразу мы не можем», – посетовал Сурков.

Проблема в том, что предпринимателям не всегда выгодно заниматься модернизацией производства. Кому-то просто денег жалко, у других их нет, а некоторые предприятия и вовсе невозможно вытащить на должный уровень, легче снести и построить новые. Правда, представитель государства не склонен обвинять нерадивых бизнесменов. Он понимает, что «частники не вытянут огромные отрасли, такие как судостроение, машиностроение.

«Необходимы социальные группы, которые увидят в модернизации свой непосредственный имущественный интерес. Которые «побегут» в модернизацию, как в новый Клондайк. Государство не пассивно ждет появления таких групп, а активно способствует их формированию: с помощью фискальных льгот инновационному бизнесу, софинансирования НИОКР, поощрения исследовательских университетов», – перечислил шаги государства Сурков. Ядром мотивированных групп должны быть инженеры и ученые, бизнесмены и даже иностранные специалисты. Им Сурков отводит особую роль. Российское производство серьезно устарело – невозможно производить на нем новые технологии. «Важна в данном случае интернационализация: еще лет 20 назад никто не верил, что в России будут работать топ-менеджеры западных компаний, иностранные инженеры: сегодня же – это норма», – заметил он. Впрочем, важно также привлекать и иностранных ученых. Чего пока не спешит делать высшая школа и Академия наук, резюмировал представитель Кремля.

«Развиваться должна, конечно, и политическая система», – заявил Сурков. «Часто технологическая модернизация и политическая противопоставляются, но я бы не делал этого, а то получается глуповатое противопоставление – что важнее: технологии или парламент?» – накалял градус дискуссии высокопоставленный чиновник администрации президента. По его словам, именно государство всегда играло большую роль в качестве двигателя процесса развития: «Если оно разладится, если государственная машина превратится в хаос, никакой модернизации не будет: нигде при неэффективном государстве никаких модернизаций не проходило».

Оспорил Сурков и тезис записных либералов о том, что в России нет демократических институтов: «У нас есть институты, они работают. Они работали даже в 90-е. Даже в то время, молодые, незрелые, еще не до конца сформированные, пораженные коррупцией, но они сработали. Они обеспечили проведение сложнейших реформ, удержали Кавказ и обеспечили преемственность власти». Сегодняшние институты, по его мнению, гораздо сильнее и эффективнее чем тогда. Хотя и они несовершенны. «Демократия всегда критикует свои институты, это нормально, но с тем, что их нужно сломать, я не согласен, наоборот, к ним нужно относиться с уважением», – сделал ударение первый замруководителя кремлевской администрации.

Институты, по его словам, должны совершенствоваться, но демократическая система должна быть устойчивой, должна быть в состоянии развиваться дальше: «Если мы сделаем непрерывными политические реформы, развитие, главной чертой которого будет беспощадность, мы пойдем на поводу у самых примитивных инстинктов и потеряем фундамент нашей демократии». Сурков напомнил, что президент Дмитрий Медведев, выступая на Ярославском форуме, подчеркнул, что демократия – это общество, требующее большого национального богатства. Он убежден, что «в значительной степени демократия возникла именно на технологической основе, именно технологии дали возможность людям быть свободным»: «Если же ресурсов мало, общество и власть сжимаются, поэтому, развивая технологическую сторону модернизации, мы, безусловно, заботимся об экономическом фундаменте демократии. Потому что только в богатых обществах демократия является устойчивой. Если у нас экономика будет не линейной, сложной, состоящей из не зависимых друг от друга моторов, то и наша политическая система станет более развитой».

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает весьма позитивным осознание того, что в центр идеологии модернизации ставится социальная составляющая. По его словам, ключевой момент – это участие людей в модернизации. «С плодами модернизации нет проблем. Все готовы потреблять ее продукты. Хотя это тоже важно, потому что есть спрос на высокотехнологичные новинки. Однако существенно и то, что должно поменяться поведение людей, стиль их жизни, бытовые, социальные запросы, а также социальные, экономические институты и бизнес-климат», – уверяет эксперт. Люди должны начать думать о своем здоровье, о том, что неплохо было бы владеть тремя иностранными языками, считает Бадовский. Иначе говоря, государство должно разработать систему стимулов получать образование, повышать качество плодов своего труда, к примеру, в виде налоговых послаблений. Еще одна важная вещь, на взгляд эксперта, ощущение возможностей: «Самое страшное, если они в дефиците, когда люди чувствуют свое бессилие что-то изменить. Что произошло, когда рухнул Советский Союз? Рухнули барьеры и появились возможности. И огромное число было готово ими воспользоваться». Основная функция государства, убежден Бадовский, способность расширить горизонты возможностей. И третий тезис – это ценности, рассуждает эксперт: «Человек существо рациональное, но при этом моральное. И от того, какая система ценностей доминирует, какие ценности ориентируют, объединяют общество, какие ценности транслирует государство, – зависит очень многое».

Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что сейчас нет такого всплеска активности, который был в 90-х, потому что общество ощущает себя более свободным. Проще говоря, россияне находят возможности для самореализации. Чтобы создать мотивированную группу модернизации, у людей должно появиться ощущение сопричастности, они должны понимать, что изменяют страну, делают ее другой. Впрочем, не менее важным являются и рациональные соображения, полагает Орлов: «В конце тоннеля должен быть свет, чтобы было понятно, ради чего прикладывать усилия».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1742
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1089
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
792
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1071

Другие новости