30 сентября Грузию с официальным визитом посетит генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Формально глава альянса намерен обсудить в Тбилиси политическую ситуацию, вопросы, связанные с нахождением российских военных баз на территории Абхазии и Южной Осетии, а также открыть официальное представительство – союзнический офис НАТО в Грузии.
Между тем очевидно, что визит чиновника такого уровня в страну, которая не является членом НАТО, имеет прежде всего политическое звучание и выходит за рамки официально объявленных целей. Особенно с учетом политики, которую на протяжении длительного времени проводят США в отношении Грузии, и общей ситуации на Южном Кавказе.
Грузия последовательно прошла несколько этапов в своих отношениях с НАТО и США. На первом этапе Тбилиси боролся за благосклонность американской администрации Джорджа Буша-старшего, которая формулировала свои подходы в отношении этого постсоветского государства. Правление Билла Клинтона отмечено резким взлетом интереса к Грузии и вылилось в разработку новых трубопроводных и транспортных проектов, которые вывели Тбилиси в число ключевых проводников интересов американской администрации и их союзников по НАТО. Джордж Буш-младший продолжил курс на развитие связей с Грузией, которая закрепила за собой роль ключевого транзитера каспийских энергетических ресурсов, идущих в обход российской территории. Используя лозунги о борьбе с международным терроризмом и укрепления демократических институтов, в Грузии были подготовлены антитеррористические подразделения, реализованы новые энергетические проекты, а финансовые ресурсы накрепко привязали грузинских политиков к США. В результате Грузию уже не нужно убеждать в необходимости взаимодействия с НАТО и западными странами. Кредиты и внешние займы давно уже лишили грузинское государство самостоятельной внешней политики.
Российско-грузинской конфликт в августе 2008 года усилил внимание США к Грузии. В январе 2009 года между США и Грузией была подписана хартия о стратегическом партнерстве, а в июне учреждена американо-грузинская комиссия стратегического партнерства. Только за год после конфликта американская администрация оказала Тбилиси помощь в размере 1 млрд. долл.
Политика Барака Обамы ставит не менее масштабные задачи. В ближайшие годы Тбилиси должен играть первую скрипку в формировании новых отношений между странами Южного Кавказа. Выдвижение грузинским президентом инициативы создания конфедерации с Азербайджаном и Турцией преследует далеко идущие планы по изменению соотношения сил в этом регионе и окончательного вытеснения оттуда России.
На это направлены усилия администрации Барака Обамы, которая развивает военно-политические контакты с грузинским руководством. В ходе многочисленных визитов американских военных обсуждаются вопросы модернизации вооруженных сил Грузии, ее приближение к стандартам НАТО и перспективы вступления в альянс, участие грузинского контингента в операциях в Афганистане. Большое внимание уделяется вопросам региональной стабильности, тем более что позиции России и НАТО по грузинской проблематике диаметрально расходятся. Альянс поддерживает целостность грузинского государства и считает неприемлемым признание Россией Абхазии и Южной Осетии. Последней инициативой США является подготовка американским Конгрессом резолюции о деоккупации Грузии.
Администрация США уделяет большее внимание политическим процессам в Грузии, главным образом проблеме преемственности власти. В 2013 году в Грузии должны пройти президентские выборы, и в США заинтересованы в том, чтобы внешнеполитический курс будущего грузинского президента стал продолжением ранее проводимой внешней политики.
В этом контексте особую актуальность приобретает вопрос об отношениях Грузии и России, которые пока лишены какой-либо перспективы на улучшение. Особенно на фоне дипломатической активности американской администрации. В июле 2010 года Грузию посетила государственный секретарь США Хиллари Клинтон, заявив о политической поддержке грузинского президента. Данный визит подтвердил неизменность курса американской администрации: США намерены контролировать приграничные с Россией страны для создания зоны перманентной нестабильности вблизи российских границ. В этом контексте Грузия рассматривается как ключевое государство, через которое американское руководство имеет возможность оказывать влияние на Россию.
Если темпы и уровень сотрудничества Тбилиси с США и альянсом будут сохранены, то декларации о поддержке вступления могут трансформироваться в конкретные решения о приеме Тбилиси в качестве нового члена НАТО, которая вплотную приблизится к российским границам.