Заметные митинги проходят лишь там, где организаторы забывают о партпринадлежности.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В минувшую субботу на улицах наиболее популярными оказались политические лозунги. В Москве внесистемная оппозиция – коалиция «За Россию без коррупции и произвола» – выступала за избрание столичного мэра всеми жителями, а не только фракцией «Единая Россия» в Мосгордуме по подсказке из Кремля. В Екатеринбурге объединившаяся общественность настаивала на том, что городу не нужен сити-менеджер и пусть остается избираемый всеми мэр. Говорили и о губернаторе, которого тоже неплохо было бы избирать напрямую. А в Самаре действующий мэр Виктор Тархов из «Справедливой России» помог объединиться оппозиции. Эксперты считают, что там, где люди забывают о партийных пристрастиях, получается провести более или менее заметную акцию.
Политические оппоненты критически оценивают количество участников акций друг у друга. Скажем, на сайте er.ru уже появились сообщения, что больше пары-тройки сотен человек на Болотную площадь вывести не удалось. Сами организаторы субботнего мероприятия в Москве уверяют, что они поставили под свои лозунги «более двух тысяч человек». Таким образом, можно предположить, что протестующих было не меньше полутысячи. Примерно столько же людей вышли с протестом и в Екатеринбурге. А вот в Самаре, как объявляют городские власти, митинговали более 5 тысяч человек. Впрочем, в данном случае властям этим доверять нельзя, хотя уже на другом основании. Потому что именно они в основном и были организаторами протестов и даже применили для их усиления административный ресурс. По данным самарских журналистов, некоторые бюджетные учреждения получили жесткие указания командировать на улицу своих сотрудников. Правда, самарские протесты, имеющие исключительно предвыборный характер, тем не менее объединили множество оппозиционных партий и движений. В них даже участвовала КПРФ, которая, как известно, весной этого года объявила об отказе от коалиционных выступлений даже с другими парламентскими партиями, а уж тем более – с радикальной внесистемной оппозицией.
Если политические лозунги в какой-то степени способны объединять протестные силы, то вот социальные проблемы напротив. Так, партия «Яблоко» в субботу вышла в Москве на митинг против неправильной реформы сферы образования. О численности мероприятия не сообщает никто – ни враги, ни друзья, ни даже само «Яблоко». Нетрудно предположить, почему. Еще один пример возникшей в последнее время какой-то отстраненности граждан от экономических и социальных лозунгов – это прошедшая на позапрошлой неделе по призыву коммунистов Всероссийская акция против роста розничных цен на продукты питания. Тут уже и никакой милицейской статистики не надо. Достаточно информации отдела ЦК КПРФ по рабочему, профсоюзному движению и связям с общественными организациями. И она выглядит очень печально. В тех немногих местах, где митинги все-таки состоялись, о численности или не сообщается ничего, или идут цифры от 25 до 300 человек.
Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров не согласен с тем, что уровень политической активности хоть сколько-нибудь вырос за последние месяцы. По его словам, многочисленный митинг в Самаре объясняется прежде всего перегретой обстановкой перед выборами. У социолога не сложилось впечатления, что субботняя акция внесистемщиков на Болотной площади в Москве представляла собой политический митинг: «Там было много гуляющих людей, которые наблюдали за происходящим». Между тем Федоров отмечает, что граждане охотно выходят на улицы, когда речь идет о локальных вопросах, к примеру, о строительстве трассы через Химкинский лес или выборах мэра родного города. А вот из-за роста цен россияне не готовы митинговать, отмечает эксперт, это, по их мнению, контрпродуктивно. Социолог Левада-Центра Денис Волков отмечает, что на митинги внесистемной оппозиции приходят в основном люди успешные. То есть протестуют они не оттого, что больше так жить не могут, поэтому массовой поддержки такие мероприятия не имеют: «Эти силы не настроены работать с проблемами людей. Наши опросы показывают, что людям не надо объяснять, что власть коррумпирована и плохо работает, россияне и так это замечают. Для них важнее чувствовать, что кто-то готов заниматься их проблемами». С другой стороны, наиболее ущемленные слои общества не выходят на социальные митинги, на его взгляд, потому, что для них еще не сложились очень трудные условия.