Дмитрий Медведев торопит силовиков с реформами.
Фото РИА Новости
Вчера президент Дмитрий Медведев на совещании по вопросам правоохранительной деятельности поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву в двухнедельный срок доработать с учетом поступивших замечаний законопроект «О полиции». А также объявил об отделении Следственного комитета (СКП) от Генеральной прокуратуры. Сообщив, что в перспективе планируется создание единой следственной структуры. Эксперты «НГ» и известные политики по-разному трактуют решения главы государства.
На совещании Медведев рассказал о своем видении новой структуры МВД, объединяющей в себе «новый облик министерства и формирование единой системы полиции, полицейский блок и его подразделения. В описании главы государства ведомство становилось очень похожим на своего американского собрата, хорошо знакомого россиянам по крутым боевикам. Медведев, в частности, предложил заставить российских полицейских зачитывать права подозреваемому перед его задержанием. А также поручил своей администрации вместе с МВД «проработать вопрос» о предоставлении задержанным права на телефонный звонок: «Займитесь этим вопросом и представьте мне предложения». Медведев осознает, чем рискует ради введения демократической практики: «Таким звонком могут пользоваться для того, чтобы сообщить информацию, направленную на сокрытие преступления». Но, с другой стороны, рассудил глава государства, «каким-то образом все-таки в других странах к этому приспособились...».
Главной же сенсацией вчерашнего выступления президента стало его заявление о создании следственного комитета на базе нынешнего СКП: «Планируется – такое решение я принял, – что он будет создан указом президента на базе существующего Следственного комитета при прокуратуре России». Не исключено, что этот орган будет находиться в прямом подчинении главы государства. Очевидно, уже в ближайшее время соответствующие законопроекты будут внесены в Государственную Думу.
При этом, сообщил Медведев, «органы следствия в рамках других федеральных ведомств, в том числе в рамках МВД, пока остаются самостоятельными». И добавил: «В дальнейшем могут быть приняты иные решения, включая передачу расследования всех дел в следственный комитет».
«Абсолютно правильным» назвал решение главы государства глава профильного комитета Госдумы единоросс Павел Крашенинников: он отметил, что органы следствия, которые пока существуют в структуре МВД и некоторых других службах, также должны быть ликвидированы. «Справедливая Россия», поддержав инициативу Медведева, высказывает и некоторые сомнения в правильной ее реализации. По словам заместителя председателя комитета ГД по безопасности Геннадия Гудкова, «произошло то, что раньше было де-факто – СКП давно не подчинялся прокуратуре». Полное объединение комитетов «будет уже политическим шагом», считает Гудков: «Но если там не будет механизмов парламентского, гражданского контроля, если мы не разберемся в балансе полномочий и контрольных функций прокуратуры, то это будет коррумпированный гипермонстр. И, естественно, без контроля эту штуку оставлять нельзя, потому что многие следователи сейчас превратили свою работу в многомиллионный бизнес. С законом они обращаются так, как выгодно самому следователю и его начальнику».
Сопредседатель «Союза правых сил» Леонид Гозман тоже считает выделение СКП из системы Генпрокуратуры разумным шагом: «Сейчас получается, что следователи и прокуроры как бы из одной команды, что неправильно». Он уверен, что «следствие – это государственная функция, и она должна быть объединенной. Наличие ведомственных следователей нарушает единое правовое пространство страны». Вместе с тем Гозман подчеркивает важность общественного и прокурорского контроля над новой структурой: «Если следователь по-прежнему будет следовать не закону, а телефонному праву, идея превратится в профанацию реформы». Такую, как, например, существующие общественные советы при некоторых силовых ведомства, руководители которых сами ездят по Москве с мигалками, добавил собеседник «НГ».
Резко отрицательную позицию по реформе СКП заняли коммунисты. Замглавы думского комитета по безопасности Виктор Илюхин напомнил, что дискуссия на тему единого следственного комитета велась еще в Советском Союзе лет 30–40 назад: «Тогда договорились эту проблему не ставить. Но сегодня снова возник этот вопрос. И многие считают, что это панацея от всех бед, что это повысит качество представительного расследования, что это гарантия соблюдения прав и свобод российских граждан. Надежная защита людей от произвола. Ничего подобного!»
«Мы переставляем и носим по кругу один и тот же камень, – поясняет собеседник «НГ». – Переносим, не думая о повышении качества работы, о повышении профессионализма следователей. Почему они не держатся на работе, почему они бегут, почему сегодня в следственном комитете 60% следователей имеют стаж работы до 3–3,5 лет?» Ахиллесовой пятой стала у нас работа экспертных служб, сетует парламентарий: «А без них сегодня мы не можем расследовать сложные дела. Вот на что надо направить наши усилия, а мы говорим – давайте создадим новую следственную службу и на этом успокоимся».
Политическое решение Медведева не решит противоречий между силовыми ведомствами, считает Илюхин: «Конфликтов между единой следственной и федеральной службой, МВД, ФСБ и прокуратурой станет еще больше. Сегодня начальник ГУВД заинтересован в расследовании и направлении дела в суд. Он вольно или невольно будет отвечать за оказание помощи следователю. А завтра он скажет – я тебе направил материал, вот и колупайся с ним... А ведь следствие без оперативного сопровождения не может существовать».
Илюхин не сомневается в том, что новый комитет тут же поставит вопрос о создании оперативных служб при своих подразделениях: «Это ненужное дублирование, рождающее конфликты. Они поставят вопрос о создании экспертных служб, о создании аналитических центров и т.д. – это огромное раздувание штатов! Но оно автоматически не повлечет повышения качества работы».
На информационных лентах вчера появилось сообщение, что новый СК будет замыкаться на главу государства. В связи с этим Илюхин задается вопросом: «А как же тогда будет осуществляться прокурорский судебный контроль? Ведь между руководителем следственного комитета, прокуратурой и судебной властью будут возникать споры. А как спорить, если все будут знать о том, что за спиной комитета маячит фигура президента...»
Александр Бастрыкин долго шел к своей цели. Фото PhotoXPress.ru |
Гильдия российских адвокатов безоговорочно поддержала главу государства. Президент гильдии Гасан Мирзоев уверен: «Следственный комитет должен быть один. Он не должен ходить в погонах прокуратуры, МВД или ФСБ. Это должен быть единый следственный орган высшего подчинения». Однако, подчеркивает собеседник «НГ», «прокуратура должна наблюдать за законностью действий комитета – в рамках Уголовно-процессуального кодекса. Так, к примеру, как это происходит в США, где над ФБР есть строгий надзор прокуратуры и общественности». Должен быть также контроль над новой структурой общественных институтов и органов представительной власти.
Советник Конституционного суда Тамара Морщакова не думает, что реформа Медведева будет иметь глобальные последствия для граждан: «Сейчас гораздо больше представляет собой по объему подследственность таких же органов МВД и ФСБ. Но при этом очень мало возможностей осталось у прокуратуры в области надзора. По многим решениям следствие санкций прокуратуры не получает. Иногда лишь сообщает ей о том, какое действие собирается осуществлять». Президент Адвокатской палаты Москвы Генри Резник считает решение Медведева «паллиативным» средством: «Сама идея отделения следствия от прокурорского надзора и от оперативного следствия – здравая. Если следственный комитет при прокуратуре выделяется в отдельную структуру, появляется некое юридическое уродство. Но дело в том, что все-таки у нас рассредоточенное следствие остается! 90% дел будет, как и прежде, расследоваться следственным комитетом МВД. То есть ситуация не слишком кардинально меняется».
Генри Резник предлагает другое лекарство для лечения застарелой болезни, за которую взялся президент: «Я последовательный сторонник введения фигуры судебного следователя, каковая была при царе и существует сейчас в европейских странах. Это обеспечивает полностью разделение функций расследования, которое должно быть беспристрастным, и функции обвинения и защиты». То, что предлагается сегодня, уверен эксперт, – это консервация существующей системы: «Со всеми своими недостатками, главный из которых – соединение предварительного расследования и оперативно-разыскной работы в одном ведомстве. Я имею ввиду МВД и ФСБ».
Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, оценивая решение Медведева, опасается монополизации в правоохранительной области: «В США, к примеру, все регулируется судебной системой. Ни одно действие полицейского, следователя и т.п. не может быть совершено без решения суда. В России такого нет. Есть идея централизовать и упростить все до предела: мол, придет единый начальник, будет меньше коррупции и больше эффективности. Однако монополия – это всегда прямой путь к ошибкам».
Расходясь в оценках реформы прокуратуры, собеседники «НГ» солидарны в одном: потенциал структуры нынешнего главы СКП Александра Бастрыкина резко возрастает. В этой связи можно вспомнить, что еще в мае прошлого года СКП подготовил законопроект, резко усиливающий его полномочия. В распоряжении «НГ» оказался отзыв на этот документ руководителя Государственного правового управления администрации президента Ларисы Брычевой, где последовательно отбраковывались просьбы ведомства Бастрыкина. По ним можно судить о запросах СКП, которые, очевидно, сегодня не подверглись пересмотру. К примеру, в документе сказано, что комитет намерен осуществлять «прямые связи с компетентными органами других государств». Перечислены в законопроекте и финансовые запросы СКП, которые Брычевой были признаны тогда не соответствующими бюджетным документам. Вероятно, теперь этот проект, содержащий существенные привилегии для ведомства Александра Бастрыкина, будет реанимирован.