0
2548
Газета Политика Интернет-версия

22.09.2010 00:00:00

Утомленные властью

Тэги: профсоюз, власть, фнпр


профсоюз, власть, фнпр Символический союз рабочего и колхозницы вдохновил не всех профсоюзных боссов.
Фото Reuters

Многолетняя борьба за объединение так называемых свободных профсоюзов, не входящих в ФНПР Михаила Шмакова, на этой неделе завершилась образованием некоей структуры под названием «Союз профсоюзов России» (СПР). Между тем, по данным «НГ», в ее составе не оказалось крупнейших профобъединений страны – мероприятие проигнорировали докеры, горняки и работники производств цветных металлов. Процесс формирования СПР, по информации «НГ», проходил под строгим контролем представителя президентской администрации.

Учредительный съезд СПР собрался в понедельник на территории бывшей ВДНХ, по соседству со свежеотреставрированной статуей Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Генеральным секретарем союза был избран председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов. Однако крупнейшие профсоюзы страны пока воздержались от вхождения в новую структуру.

Результатами процесса огорчен один из его главных инициаторов – глава Соцпрофа Сергей Вострецов, который долгое время возглавлял оргкомитет по подготовке съезда. В беседе с «НГ» он напомнил, что идея объединения нового типа, которое бы конкурировало со шмаковской ФНПР, была поддержана президентом Дмитрием Медведевым. В ноябре прошлого года глава государства встречался с альтернативщиками в Барвихе, пообещав им поддержку по трем направлениям, сказал «НГ» Вострецов: «Нам нужны были помещения. И это единственное поручение президента, которое было выполнено, хотя бы частично. Мы также проговаривали вопрос о создании специальной программы по подготовке профсоюзных лидеров. Распоряжение не выполнено. Третий пункт – взаимодействие с прокуратурой и с силовиками. У ФНПР в этой сфере все в порядке, а у нас с прокуратурой вопрос, к сожалению, не пошел».

Заботит альтернативщиков и еще одна важная проблема – финансовая. Огромная собственность ФНПР, включающая масштабную недвижимость в столице, дает возможность Федерации справляться со многими проблемами, решение которых недоступно тому же Соцпрофу. Эта тема волнует и коллегу Вострецова – председателя независимого профсоюза горняков Александра Сергеева, который рассказал «НГ» о летней встрече премьера Владимира Путина с Михаилом Шмаковым: «Тогда глава ФНПР поблагодарил премьера за то, что правительство выделило 71 миллион рублей на обучение активистов его федерации». «Но нам тоже нужны деньги – для создания альтернативного профцентра. И возникает вопрос – кто будет распределять эти средства? Кому они достанутся?» – огорчается Сергеев.

Последние события, кажется, дают ответ на этот вопрос. В то время как альтернативщики, заручившиеся поддержкой президента, пытались объединиться, чтобы совместными усилиями отвоевать себе место под солнцем, Путин приехал на форум Федерации независимых профсоюзов России, продемонстрировав безоговорочную поддержку организации Михаила Шмакова. Таким образом, объединительный съезд свободных профсоюзов прошел не только в усеченном составе, но и в тени грандиозного мероприятия ФНПР, широко разрекламированного прессой по причине уже одного только присутствия на нем главы правительства.

Впрочем, нельзя не заметить, что и сами альтернативщики непозволительно задержались с оформлением отношений. Целый год потребовался им, чтобы подготовить съезд, родивший нечто сырое и аморфное, которое Вострецов, глава Соцпрофа, называет сегодня лишь «площадкой для возможного будущего объединения». Причинами провала идеи собеседник «НГ» называет и═несговорчивость слишком амбициозных коллег, и═интриги конкурентов, и═вмешательство власти: «На людей начали давить. Поэтому мы на сегодняшний день взяли тайм-аут». «Реально сильный независимый профсоюз никому не нужен, – сетует Вострецов. – Все попытки такого рода встречали подводные камни. Есть внешнее вмешательство, которое неприемлемо. Когда влезает власть и командует, что и кому делать, это никому не нравится».

Об этом же теневом влиянии рассказал «НГ» и коллега Вострецова по оргкомитету Александр Сергеев, тоже отказавшийся от участия в понедельничном съезде: «На последнем заседании оргкомитета 15 сентября мы одобрили проект устава, определились, кого будем рекомендовать на пост президента, генерального секретаря и т.д.


Профсоюзы Михаила Шмакова до сих пор в фаворе у власти.
Фото РИА Новости

Но советника Управления по внутренней политики администрации президента Александра Терентьева не устроила эта ситуация». По словам Сергеева, в прошлую пятницу Терентьев пригласил его на встречу: «Он сказал, что схема объединения будет совсем другая. Кое-кого в администрации не устроила наша согласованная позиция, они тут же собрали параллельный оргкомитет, который и провел съезд в понедельник. Мы приняли решение в нем не участвовать».

Сам Куликов не считает, что произошел конфликт интересов профсоюзов. Он уверен: объединения не получилось, потому что «желание некоторых людей получить портфели не состоялось». Генсек СПР напомнил ситуацию 1995 года: «Когда создавалась Конфедерация труда России (КТР), там было то же самое – Сергееву тогда не достался первый портфель, он тут же покинул съезд, и рядом, в соседней комнате, создал альтернативную коалицию. У него таких случаев много». По словам Куликова, «Российский профсоюз докеров (РПД), который входит в КТР, хотел войти в новое объединение, они все документы представили для того, чтобы войти. Но стараниями Сергеева...»

Косвенно председатель профсоюза докеров Василий Казаренко подтвердил причины несостоявшегося вливания РПД в Союз профсоюзов России, озвученные Куликовым: «Мы решили пока остаться над схваткой до тех пор, пока руководство Соцпрофа – объединения, из которого пока не вышел ни один профсоюз, не разберется в собственных проблемах». В беседе с корреспондентом «НГ» Казаренко напомнил, что идея объединения альтернативных профсоюзов, входивших в различные конфедерации, обсуждалась еще в апреле этого года. «Предполагалось, что все профсоюзы, не входящие в ФНПР, на сентябрьском учредительном съезде объединятся в одну структуру», – говорит представитель докеров. По его словам, уже был создан оргкомитет, проект устава, когда внутри самого координационного совета председателей профсоюзов (КСПП) произошел раскол, в результате которого часть профсоюзов решила создать новое объединение: «Мы (профсоюз докеров объединяет 7 тыс. человек, или 70% всех работающих на доках. – «НГ») решили не принимать участия в учреждении, но дверь для нас, как я считаю, не закрыта».

Председатель СПР опроверг утверждения некоторых профбоссов о том, что его кандидатура лоббировалась представителями администрации президента: «Они могут говорить все, что им угодно. Если на них оказывалось давление, что ж они тогда не додавились? Те, кому нужно объединяться для того, чтобы было проще, легче участвовать в общественном процессе, они это делают. А те, кому нужно просто поговорить или кто хотел получить какой-то портфель и не получил его, они ищут просто причины, чтобы обосновать свой отказ, вот и все».

В итоге президентом СПР стал депутат Государственной Думы Анатолий Иванов. Как говорит Сергеев, это сделано «для придания статусности новой организации»: «Терентьев сказал, что объединяться профсоюзы будут по его схеме. Имя Иванова всплыло в понедельник, когда руководство Соцпрофа отказалось участвовать в этом объединении. Возможно, некоторые силы из администрации президента, используя естественное желание руководства страны построить гражданское общество, реализуют свой собственный интерес».

Редакция пыталась созвониться с Александром Терентьевым, но разговор так и не состоялся. Сначала редакции отвечали, что он занят, а потом, что «уже ушел». Тогда корреспонденты «НГ» поинтересовались у Сергеева: может быть, власти таким образом хотят усилить контроль над возможными протестными акциями, организованными СПР? «Если те, кто вошел в союз, будут способны взять под контроль протестные акции, то и флаг им в руки, – сомневается в такого рода целеполагании профбосс. – Вы посмотрите, кто там: чоповцы, строители, люди из торговли и сферы услуг...» Новая структура, уверен Сергеев, создана для отчета наверх, что, мол, процесс объединения идет.

Проблему независимых от власти профсоюзов называет актуальной член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Они нужны, потому что кто-то должен защищать права людей. Шмаковские профсоюзы на это не способны. А когда возникают отдельные группы граждан, пытающиеся сопротивляться, им дают по шапке». Во всем мире, отмечает эксперт, профсоюзы – это оппоненты власти: «У нас же они выступают против частных производителей, и, конечно, они вполне управляемы». Малашенко уверен, что власть прикладывает все усилия, чтобы взять под контроль попытку свободных профсоюзов самоорганизоваться: «Зачем власти создавать что-то такое, что может ее дергать за нос. Хватит уже: ее и Шевчук подергал, и Химкинский лес, и пожары... А профсоюзы – потенциально очень большая сила. Поэтому власть их плотно опекает».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1856
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1162
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
855
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1146

Другие новости