На завершившемся Международном инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Владимир Путин утверждал, что в России кризис уже закончился. Конечно, у кризиса много составляющих. Например, на днях в Москве открылся крупнейший в Европе дилерский центр по продаже автомобилей премиум-класса одного из ведущих европейских производителей, кстати осуществляющего их сборку на территории России. Надо сказать, что это знаковое событие. Ведь, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России в 2009 году упали на 56% в количественном выражении и России предрекали длительную стагнацию. Но сейчас, приводит британское агентство ВВС слова генерального директора Porsche в России Томаса Штерцеля, к 2013-му, максимум к 2015 году российский рынок вернется к докризисному уровню. А в долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют продажи на уровне 4 млн. автомобилей против максимума 2008 года, составлявшего 3 млн. автомашин. Автомобильная промышленность всегда была своего рода индикатором состояния дел в экономике. Ведь от одного занятого в автопроизводстве зависит до пяти занятых в смежных отраслях. А, кстати, сейчас многие иностранные производители автомобилей уже перешли на сборку своей продукции непосредственно на территории России.
С другой стороны, я так и не могу уже которую неделю найти в московских магазинах обыкновенную гречку. На конец августа поступали данные о том, что урожай в России собран в объеме 40,1 млн. тонн с площадей в 19,2 млн. гектаров. Для сравнения, в прошлом году примерно с таких же площадей собрали 56,5 млн. тонн. Последствия жаркого лета, как обещают представители Российского зернового союза, могут аукнуться нам еще и на будущий год, поскольку сев озимых, основной хлебной культуры, сдвинут с августа на сентябрь и засевать, мол, нечем. Впрочем, Минсельхоз утверждает, что семенами озимых зерновых культур сельхозпроизводители обеспечены практически в полном объеме.
Напомним, что составляющей мирового кризиса 2008 года был продовольственный кризис 2007–2008 годов. А он был, в свою очередь, спровоцирован стечением целого ряда обстоятельств: неурожаем сразу в нескольких регионах мира, существенно меньшими запасами и высокими ценами на энергоносители.
Для России цены на энергоносители играют решающую роль с точки зрения выживания госбюджета. В этом плане один из главных бюджетных доноров «Газпром» сталкивается с немалыми трудностями.
Один из ведущих импортеров российского газа – Евросоюз - настойчиво проводит линию на снижение энергетической зависимости от России. И дело не только в реализуемой сейчас формуле повышения уровня использования альтернативных источников энергии. Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер уже не в первый раз высказывается за единую политику ЕС в отношении импорта энергоносителей из третьих стран. Он считает, что на рынке нефти и газа Европейский союз должен выступать в качестве единой ассоциации. Это будет означать, в частности, необходимость установления единой цены на природный газ для импорта из России. Об этом Эттингер заявил на днях в Брюсселе.
По словам еврокомиссара, единая энергетическая политика ЕС помогла бы защитить страны, которые в настоящее время покупают газ по более высокой цене, чем другие. Например, это касается Латвии, отметил он. Эттингер, подчеркивает агентство Deutsche Welle, призвал страны Евросоюза к выработке единой позиции по отношению к Москве.
В этой связи Эттингер сообщил, что в настоящее время доля российских поставок в совокупном объеме импорта природного газа странами ЕС составляет 25%. Определенная зависимость от России, таким образом, существует, однако она не будет далее увеличиваться. «Поскольку импорт газа европейскими странами в будущем будет расти, важно не увеличивать зависимость, а диверсифицировать число стран-экспортеров», – отметил политик.
У «Газпрома» не много вариантов для переориентации своего экспорта. Даже ближайший крупнейший потребитель энергоносителей Китай намерен наряду с диверсификацией поставщиков энергоносителей активнейшим образом развивать добычу собственного сланцевого газа. Для «Газпрома» остается только увеличивать сбыт внутри страны, одновременно повышая цены для внутреннего потребителя. Проведению подобной явно ущербной для национальной экономики политики способствует правительственная линия на потворствование интересам монополиста.