Григорию Рапоте подыскивают преемника.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Дмитрий Медведев продолжит обновление корпуса своих представителей в федеральных округах. По информации «НГ», на повестке дня замена приволжского полпреда Григория Рапоты. За год до парламентских выборов федеральному Центру важно подобрать на эту должность такого управленца, который смог бы обеспечить лояльность элит в национальных республиках и достойные результаты для партии власти. Проблема обострилась после смены президентов электорально образующих республик – Татарстана и Башкортостана. Наверху пока нет уверенности в том, что новые руководители смогут добиться хороших результатов на выборах.
Как уже писала «НГ», глава государства Дмитрий Медведев проводит курс на омоложение не только губернаторского корпуса, но и института полпредов. Его цель – придать новый импульс работе своих представителей в федеральных округах. В начале сентября президент отправил в отставку полпреда Сибирского федерального округа Анатолия Квашнина, заменив его на губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского. Впрочем, по информации «НГ», этим кадровым решением глава государства ограничиваться не намерен.
На очереди замена полпреда Приволжского федерального округа Григория Рапоты. Ему 66 лет, и он, по сути дела, уже переступил ту возрастную черту, которую Медведев определил для госслужащих. Глава государства решил, что чиновники должны служить максимум до 60 лет. Правда, дело не только и даже не столько в возрасте. Подбирая нового кандидата на пост приволжского полпреда, федеральный Центр руководствуется прежде всего предвыборными соображениями.
Приволжский федеральный округ от того же Сибирского отличается тем, что в его состав входит сразу несколько национальных республик. Причем две из них, Татарстан и Башкортостан, являются электорально образующими. Они входят в десятку самых густонаселенных российских регионов, которые обычно определяют исход федеральных выборов. Раньше результат для партии власти обеспечивали старожилы – экс-глава Татарстана Минтимер Шаймиев и бывший башкирский лидер Муртаза Рахимов. Шаймиева еще в начале года сменил его преемник Рустам Минниханов, а Рахимову пришлось уступить свое место ставленнику Москвы Рустэму Хамитову в июле.
Правда, у федерального Центра пока нет большой уверенности в том, что новые республиканские руководители сумеют повторить блестящие результаты своих предшественников. В первую очередь по причине того, что сравнительно недавно возглавили регионы и не успели как следует наладить управленческий процесс. Новое руководство Татарстана дало повод усомниться в нем, когда отказалось следовать общему тренду, заданному руководителями северокавказских республик. Последние, как известно, решили, что президент в России должен быть только один, и выразили готовность переименовать свои должности. Теперь они будут называться республиканскими главами. Власти Татарстана между тем заявили, что не считают нужным обсуждать вопрос о переименовании должности руководителя республики с «президента» на «главу». Далека от идеальной и ситуация в Башкирии. Глава республики Хамитов пока только вживается в новую должность. В первую очередь он сконцентрировался на проведении собственной пиар-кампании. И это понятно, новому руководителю необходимо повысить уровень популярности в регионе, наладить контакт с элитами.
Николаю Федорову не доверили курировать Приволжье. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
По информации «НГ», во многом не до конца очевидная ситуация с будущими успехами новых республиканских глав побудила федеральный Центр задуматься о необходимости назначить на место приволжского полпреда нового эффективного управленца. Первоначально на пост приволжского полпреда рассматривался бывший глава Чувашии Николай Федоров. Однако было решено, что отдельно взятый глава национальной республики не может курировать округ, где Чувашия не является ключевым регионом. Позднее Федорову была предложена должность сибирского полпреда, однако он от нее отказался. В Кремле уже составлен целый пул кандидатов. Между тем поиски продолжаются. Цель – определить фигуру, способную обеспечить необходимый процент для партии власти на парламентских выборах. А также без эксцессов провести президентскую кампанию.
Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает, что проблему с заменой Рапоты решить не так-то просто: «С сибирским полпредом Квашниным было все относительно понятно, его должность во многом была почетной отставкой». На взгляд эксперта, вполне логичным было выдвижение на пост президентского представителя в Сибирском федеральном округе руководителя региона, в областном центре которого находилось полпредство. Однако, по мнению Бадовского, реализовать подобную схему в Поволжье совершенно точно не удастся, поскольку там находится сразу несколько центров влияния. Так что, убежден эксперт, должна быть фигура со стороны, предложенная сверху.