Визит министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в США предоставляет хорошую возможность направить потоки свежего попутного ветра в зависшие паруса широко разрекламированной, но не особенно результативной перезагрузки. Отсутствие серьезной экономической составляющей в отношениях между Россией и США и падающая популярность президента Обамы не прибавляют оптимизма сторонникам улучшения отношений между двумя странами. Возможно ли, что военным удастся достичь прогресса там, где политика буксует? Пока, если судить по официальным заявлениям Министерства обороны РФ и Пентагона, никаких революционных идей от этого визита ожидать не приходится. Они пестрят такими словами, как «изучение», «ознакомление», «обмен опытом» и тому подобными протокольными банальностями. Не исключено, что есть и некие секретные договоренности, о которых широкой публике знать не обязательно.
Однако, по мнению независимых экспертов, на поверхности существуют по крайней мере два проекта в военной области, где Россия и США могли бы продемонстрировать не только реальные шаги взаимовыгодного сотрудничества, но и внести вклад в решение проблем мировой безопасности.
Первый – это налаживание тесного взаимодействия в создании системы противоракетной обороны сначала на европейской территории, а затем и в глобальном масштабе.
Второй – это создание смешанных антитеррористических команд быстрого реагирования с участием воинских подразделений России, США и, возможно, других стран.
Лучший путь к укреплению доверия между странами – это когда их вооруженные силы становятся «братьями по оружию». Многие восточноевропейские страны и даже некоторые бывшие советские республики завоевали поддержку американской общественности и Конгресса США, включив свои войска, пусть и в чисто символических количествах, в борьбу с талибами в Афганистане и с «Аль-Каидой» в Ираке.
Несколько успешных совместных антитеррористических операций на Северном Кавказе или в Афганистане приведут к значительному улучшению отношения россиян к Америке, а американцев к России. В свою очередь, это поможет провести через Конгресс ряд законопроектов, таких как отмена поправки Джексона–Вэника, ратификация договора СТАРТ-3, соглашения 123 о сотрудничестве в области ядерной энергетики и других.
Если же Россия и США сумеют преодолеть бюрократические препоны и всерьез заняться созданием совместных систем ПРО, то всем противникам перезагрузки в Америке и России, как справа и слева, придется поискать себе другие занятия. В этом случае раз и навсегда решится и вопрос о будущем отношений России и НАТО. Наиболее реалистичным и в то же время наиболее желательным и взаимовыгодным сценарием были бы отношения, основанные на координации и совместных действиях в рамках НАТО, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и некоторых других участников, которые, возможно, захотят присоединиться к этой коалиции.
В исторической перспективе идея вступления России в НАТО в качестве полноправного члена существовала только в течение наносекунды – в период эйфории после распада СССР. К сожалению, в то время на Западе не было ни одного лидера, который был бы достаточно стратегически дальновидным, чтобы решительно поддержать и в конечном итоге осуществить эту идею. Впрочем, следует признать, что Джордж Буш-старший вплотную приблизился к этому, произнеся свою знаменитую и с тех пор часто цитируемую фразу о «дуге безопасности от Ванкувера до Владивостока». Его вице-президент Дэн Куэйл продвигал российской элите аналогичную идею, в частности, во время его поездки в Москву в 1996 году. Кто знает, может быть, ситуация развивалась бы по-другому, если бы Буш и Куэйл не потерпели поражение на президентских выборах в 1992 году. В свою очередь, как Клинтон, так и Буш-младший сделали все возможное, чтобы убить идею вступления России в НАТО навсегда.
Конечно, сейчас наивно испытывать какой-то оптимизм по поводу возможности данной коалиции. НАТО, а точнее – сами Соединенные Штаты находятся в состоянии прямой конкуренции с Россией за постсоветское пространство. Каждый раз, когда одна из бывших советских республик делает шаг к сближению с Россией из соображений безопасности и даже ради экономического сотрудничества, Запад начинает нервничать и кричать о попытках восстановления империи.
Некоторые ведущие европейские страны, такие как Германия, Франция и Италия, отчетливо понимают, что Россия больше не представляет угрозы для безопасности, и гораздо выгоднее с ней сотрудничать, чем ссориться. Однако даже эти страны до сих пор довольно скептически относятся к идее Медведева о новой структуре европейской безопасности с участием России как ее неотъемлемой части.
Очевидно, что и старая и новая Европа ждут от Вашингтона четкого сигнала – рассматривать ли эту инициативу всерьез. Хотелось бы верить, что Сердюков и Гейтс, который гордится своей ученой степенью по славистике, сумеют приблизить наступление этого момента.