Фото Reuters
Президент Дмитрий Медведев признал в Ярославле, что Россия еще не дотягивает до стандартов демократии, которые он сам для себя считает оптимальными. Страна по его словам, находится лишь в начале демократического пути. Ускориться в движении можно будет лишь тогда, когда обновление произойдет в сознании чиновников, как впрочем, и простых людей. Тот, кто не готов настроиться на новую волну, не имеет перспектив в будущем. На форуме этот тезис звучал далеко не абстрактно. В кулуарах шли жаркие дебаты по поводу дальнейшей судьбы московского мэра Юрия Лужкова.
Во второй день форума его участники, как ни странно, утратили всякий интерес к панельным секциям. К примеру, стандарты демократии пришли обсуждать всего человек двадцать. Зал не был наполнен и на четверть. Большей популярностью, как в первый день форума пользовалась секция на тему модернизации. Там были презентованы сразу два экспертных доклада, подготовленных американскими и европейскими учеными мужами, с рекомендациями, как успешно переходить к инновационному развитию.
В кулуарах, между тем, кипели настоящие страсти. Участники обсуждали две животрепещущие темы. Первая, что скажет президент Дмитрий Медведев в своем выступлении год спустя после обнародования его статьи «Россия, вперед!». Дров в огонь экспертной дискуссии подбросили утренние заявления пресс-секретаря главы государства Натальи Тимаковой о том, что одного срока для реализации задуманного Медведеву явно не хватит. Вторая тема – скандал, связанный с мэром Москвы Юрием Лужковым. Политологи активно обсуждали слух, что якобы уже готов президентский указ о его отставке. Поводом послужила недавняя статья в газете «Московский комсомолец» под названием «Конкуренция вокруг Москвы», где Кремлю фактически была объявлена информационная война. Реакция администрации президента была жесткой. Неназванный источник в Кремле заявил, что окружение мэра пытается рассорить президента с премьером. Политологи тогда пришли к выводу, что глава государства не может поступить иначе, как отправить Лужкова в отставку. Эксперты обсуждали один пикантный момент. Якобы для того, чтобы внести ясность в ситуацию, первому замглавы кремлевской администрации Владиславу Суркову даже пришлось срочно вылететь в Москву из Ярославля в первый день форума в четверг. Однако в пятницу интрига о том, что подписан указ об отставке или нет, так и не разрешилась. Тем не менее, пост мэра Москвы оказался лакомым куском для российских политиков. О своих притязаниях на него заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Между тем утром появились сообщения о том, что телеканал НТВ собирается показать фильм про коррупцию в столице под названием «Дело в кепке». Кстати сказать, с разоблачительных сюжетов, показанных на федеральных телеканалах в июле, начинался процесс отставки теперь уже экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова. Между тем столичный градоначальник был замечен на пленарном заседании Ярославского форума. Там же он заявил, что свой пост до окончания срока полномочий покидать не собирается. «Я не считаю себя человеком, состоящем в конфликте с администрацией», - заявил он.
Судя по всему, мэр не оставляет надежды в очередной раз погасить конфликт и договориться с руководством страны. Впрочем, выловить президента в кулуарах форума ему было почти нереально. Глава государства проводил встречу за встречей. Первый делом он пообщался с российскими и иностранными политологами. Среди них были и члены Валдайского клуба, недавно встречавшиеся с премьером Владимиром Путиным. Правда, Медведеву задать вопрос о его перспективах в 2012 году они так и не решились. Судя по всему, их удовлетворил ответ Путина, который привел пример с американским президентом Франклином Рузвельтом, избиравшимся президентом четыре раза подряд.
Зато политологи неустанно задавали Медведеву один и тот же вопрос - про демократию и модернизацию. Глава государства заявил, что одна из главных целей - развитие политических институтов. Однако их совершенствование должно происходить пошагово. Что собственно и делается последние два года, констатировал Медведев. Развивать демократию необходимо, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс модернизации. Ведь ею могут заниматься только свободные люди. «Человек, который зашорен, испуган, боится государства, правоохранительных органов, конкурентов, боится жизни, не может заниматься модернизацией, а это вопрос очень сложный и личный», – убежден президент. Глава государства также заявил, что не считает правильным превращение России в парламентскую демократию. Это было бы для нее катастрофой. Напротив, он уверен, что в какой-то момент можно даже будет перейти от представительной демократии к прямой, когда люди смогут голосовать посредством интернета.
А пока этого не произошло, политические институты должны включиться в процесс инновационного развития. Ведь альтернативы ему в стране нет, ресурс сырьевой экономики почти исчерпан. «Совершенны ли наши партии? Насколько они готовы к модернизации? Они совершенны настолько, насколько совершенна наша политическая система... в том числе и крупнейшая партия «Единая Россия», которая в настоящий момент находится у власти, у нее есть свои достоинства, есть и значительное число недостатков, но считать, что она не способна заниматься модернизацией, было бы неправильно», - сделал реверанс в сторону партии власти Медведев. Еще один важный момент, модернизацией должны заниматься не только чиновники, но и простые люди. Очень важно, чтобы они приняли лозунги об инновационном развитии.
Медведев также предложил иностранным экспертам свое толкование демократии. По его словам, она - не только предполагает свободу выбора, но и должна обеспечивать внутреннее чувство ответственности за себя и близких, за страну. По его словам, одна из главных проблем российской демократии несовершенство гражданских институтов. К примеру, далеко не совершенны отечественные партии. На них до сих пор есть родимые пятна, унаследованные от советского прошлого. Есть претензии к тому, как чиновники понимают демократию – не только госслужащие, но и сотрудники силовых ведомств.
Политологи поинтересовались у Медведева, не опасается ли он такого явления, как постдемократия, когда люди становятся аполитичными. Медведев заявил, что и в этом случае граждане не утратят интерес к политике. Просто дискуссия переместится в интернет. Именно там будут создавать гражданские институты, и обсуждаться важнейшие для страны вопросы.
Не обошлось и без провокаций. Медведева спросили: не профанация ли его вмешательство в конфликты вокруг Химкинского леса и строительства Охта-центра? Медведев с уверенностью заявил, что для него это органично. «Благодаря этому появляются поручения президента, и работает госмеханизм. Может быть, это и превращается в профанацию, но это результат нашего совместного труда. Задача президента обеспечить реальные действия. И я буду этим заниматься. Это элементы политической культуры. Кому-то неорганично этим заниматься. Значит, такой политик не имеет будущего», - вынес вердикт Медведев.
Открывая итоговое пленарное заседание форума, Медведев заявил, что не согласен с теми, кто утверждает, что в нашей стране нет демократии, что в ней господствуют тоталитарные тенденции. «В России есть демократия, но она несовершенная, неопытная», - не стал приукрашивать реальность Медведев. «Мы в начале пути», - объяснил он, сославшись на то, что за тысячу лет существования страны, Россия лишь последние двадцать лет пытается жить на основании демократических принципов. Между тем у российского президента есть собственное видение, каким должно быть государства XXI века. Первый тезис Медведева – главный враг демократии бедность. Слово демократия стало ругательным в 90-е годы, когда произошло обнищание населения. Соответственно оплот демократического развития – забота об укрепления благосостояния граждан. Второй пункт - необходимо закреплять гуманистические ценности в правовом поле. Третий - обеспечивать защиту населения страны. Четвертый - развивать культурную среду, в том числе, и стимулировать интерес граждан к использованию высоких технологий.
И пятый стандарт – убеждать граждан в том, что они живут в свободной стране. По его словам, судить о демократии каждый человек должен самостоятельно. Ведь человеческие чувства невозможно записать в законах, если на личном уровне граждане ощущают себя несвободными. «Правительство может сколько угодно говорить, что у нас демократия. Но она возможна только в том случае, если человек сам для себя говорит: «Я свободен»», - заявил президент. Другая проблема доминирование патерналистских настроений, подавляющее большинство граждан хочет, чтобы за них все делало государства. Они пытаются отстраниться от личной ответственности за себя, семью и государство. Однако демократию должны обеспечивать, прежде всего, граждане, а не институты. «Соответствует ли этим стандартам Россия?», - задался вопросом Медведев. И тут же ответил, что лишь отчасти. «Мы в начале пути», - завершил свое выступление глава государства, повторив фразу из начала выступления.