Ведомству Сергея Лаврова придется тщательно следить за россиянами за рубежом.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Российские чиновники любой ведомственной принадлежности уважают проведение мониторингов. Сбором и анализом разнообразной информации занимается сейчас достаточно большое число органов исполнительной власти. Теперь к ним присоединяется и МИД РФ. Он будет собирать данные о положении соотечественников во всех иностранных государствах, где они есть. Такая обязанность российских властей прописана в соответствующем законе, принятом, правда, в 1999 году. До сих пор руки ни у кого в России не доходили, но вот МИД наконец разработал необходимую для этого мониторинга методику.
Министерство иностранных дел РФ в ближайшее время начнет собирать, анализировать и систематизировать информацию о соотечественниках за рубежом. На интернет-сайте ведомства размещен проект соответствующего положения. Требование о постоянном проведении такого мониторинга содержится в действующем еще с мая 1999 года Законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Таким образом, получается, что более 10 лет российская власть выстраивала политику на этом направлении либо интуитивно, либо опираясь на какие-то отрывочные данные. До лета 2008 года полномочиями определять, какие сведения о соотечественниках надо собирать, обладало все правительство страны в целом. И ничего не сделало. Два года назад они перешли в компетенцию МИДа. Но он начать столь важную работу не поторопился.
Возможно,═такая нерасторопность власти в этом конкретном деле – несмотря на громкие слова о защите соотечественников – была связана с тем, что само понятие «соотечественник» в законе было сформулировано крайне широко. Но вот месяц назад президент Дмитрий Медведев подписал новый его вариант, подготовленный правительством и оперативно принятый парламентом. В новой редакции закона о соотечественниках ранее обещанные им льготы несколько сократились. А для того чтобы иметь такой статус, надо активно содействовать поддержанию за границей так называемого русского мира. А значит, состоять членом какой-либо общественной организации, входящей при этом в уже существующий Всемирный конгресс соотечественников. Так что явно не случайно методика мониторинга положения русскоязычных эмигрантов была составлена МИДом уже после принятия этой новой редакции. Ведь теперь наконец-то стало понятно, кого же надо мониторить.
Предполагается, что собираться будет весьма значительный объем информации. Начиная с общих сведений по каждой стране – сколько там соотечественников, как они туда попали, где предпочитают селиться, сколько из них осталось гражданами России, а сколько отказалось. До самых что ни на есть конкретных данных – например, об учредителях общественных и политических организаций русскоязычных, об имеющихся в их распоряжении или ориентированных на них медийных ресурсов. Российскую власть также интересуют демографические и социально-экономические сведения и даже конфессиональная принадлежность соотечественников. В этой связи, кстати, наша страна намерена следить за тем, существует ли в иностранных государствах возможность для реализации права на свободу вероисповедания «православия и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Вообще-то планируется отслеживать все случаи какой-либо дискриминации русскоязычной и прочих диаспор, созданных представителями населяющих Россию народов. Предполагается мониторить условия и для развития культуры, и для получения образования на родных языках, и для представительства в местных органах власти, и так далее и тому подобное. Кстати, вовлеченность «наших» в управление той или иной страной будет оцениваться не только количественно, но и качественно. МИД обязуется исследовать «влияние общественных и политических организаций соотечественников на принятие решений органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств». На заметку будет браться и наличие в той или иной стране государственных или неправительственных организаций, созданных для работы с нацменьшинствами – в том числе и соотечественниками. Анализироваться будет и местное законодательство – насколько оно благоприятно для последних.