В компании не удивлены результатами служебной проверки в МВД РФ.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В конце прошлой недели департамент собственной безопасности (ДСБ) Министерства внутренних дел завершил проверку сообщений СМИ о коррупционных сделках чиновников ведомства с компанией Daimler. Нарушений не найдено, но документы переданы в Генпрокуратуру. В компании говорят о разнице подходов к коррупции в России и США, а эксперты «НГ» сомневаются, что эта история получит дальнейшее развитие.
Глава пресс-службы МВД Олег Ельников уверен, что в данном случае «невозможно найти крайних и виновных»: для обнаружения факта взятки нужно, чтобы «человек был абсолютный дурак и чтобы все это прошло по документам». Сообщения компании Daimler, касающиеся коррупции в министерстве, «это слова, не более того, но у нас же за слова никого не привлекут, не посадят. Нужны доказательства, факты, а где их взять?» – говорит собеседник «НГ». Ельников ссылается на давность событий. А также напоминает, что ДСБ может проводить проверку только в отношении действующих сотрудников.
Напомним: несколько месяцев назад стало известно о результатах расследования Минюста США, установившего, что с 1998 по 2008 год концерн в погоне за государственными контрактами подкупил чиновников в 22 странах. Компания, признав свою вину, выплатила штраф на сумму в 180 млн. долл. МВД РФ, по данным американцев, получило в виде отката более 2 млн. евро. Наряду с Министерством внутренних дел упоминались и другие солидные организации, в частности ФСО и Минобороны. Разразился скандал, и российские СМИ, а вслед за ними и некоторые депутаты Госдумы потребовали расследования обстоятельств дела. Служебную проверку в МВД провели по распоряжению главы ведомства Рашида Нургалиева.
Источник в ведомстве объяснил «НГ», почему по российским законам трудно привлечь к ответу взяточников: «Доказать факт злоупотреблений без активного участия другой стороны нельзя. Мы объясняли Daimler, что это нереально».
Руководитель пресс-службы компании Андрей Родионов официально отказался комментировать случившееся. Однако, как рассказал «НГ» источник в руководстве концерна, в Daimler не удивились результатам проверки, проведенной в МВД. У собеседника газеты есть свое объяснение происходящего: «Очень многие нормы по противодействию коррупции, которые мы выполняем у себя в компании, исходят не от российского законодательства, а от американского, имеющего совершенно другую юридическую природу». Закон в США, пояснил эксперт, более широко и глубоко понимает коррупцию: «Многие вещи, которые в США считаются коррупцией, по российским законам таковыми не являются. В России, как, например, в Германии и во Франции, существует романская правовая система, а в США – англосаксонская. Подходы к коррупции там жестче». Поэтому некоторые вещи, признанные преступлением по американским законам, в России не рассматривались бы таковыми, если бы дело дошло до суда, пояснил источник.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, у которого результаты служебной проверки «вызывают вопросы», ожидает, что теперь и «многие другие ведомства, так же как МВД, скажут, что все закупки проходили у них в соответствии с законом». Конечно, признает собеседник «НГ», в этом деле есть и сложность объективного характера: основные события произошли в начале 2000-х. «Но хотелось бы посмотреть, – подчеркивает эксперт, – насколько объективно проводилась проверка. Есть шанс, что прокуратура подойдет к делу более объективно».
Ситуация оставляет чувство стыда, комментирует случившееся депутат Госдумы Александр Хинштейн: «Могу вообразить, как мы выглядим в глазах того же Daimler. То, что при закупках в МВД и в других силовых структурах получались откаты, у меня не вызывает ни малейших сомнений. Но как это теперь доказать? Никак. Одного моего чутья для возбуждения дела недостаточно. Нужно, чтобы представители компании дали официальные показания – кто конкретно у них получал взятки».
В том случае, если американцы не предоставят России прямых доказательств, поясняет парламентарий, – «к примеру, записей разговоров, которые ведутся в таких ситуациях для подстраховки», перспектив у дела нет никаких. «Война коррупции объявлена, но сводки с фронта звучат очень странно», – сетует Хинштейн.