Геннадий Зюганов обеспокоен ценой российской демократии.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Осенние выборы заставляют оппозицию вместо агитации заниматься оформлением массы ненужных, на ее взгляд, документов. Соперники «Единой России» уверены, что закон, пару лет назад сильно усложнивший избирательную процедуру, играет на руку партии власти.
Участие в осенних региональных выборах дорого – в прямом смысле этого слова – обойдется оппозиционным партиям. Выдвиженцам в кампаниях самого разного уровня, чтобы зарегистрироваться, требуется масса документов. Львиная доля которых, уверена оппозиция, просто не нужна. К примеру, кандидатам требуется заверять устав своей партии у нотариуса. Операция эта стоит 500 руб. Сумма, казалось бы, небольшая. Однако следует учесть, что в некоторых регионах в единый день голосования одновременно проводятся сразу несколько кампаний.
Коммунистов это выбивает из колеи. «Наш устав – документ большой, многостраничный, – объясняет ситуацию «НГ» глава юрслужбы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. – Заверение этих документов по всей стране обойдется нам примерно в 20–25 миллионов рублей. Например, мы выдвигаем в маленьком городке 20 депутатов, – значит, 20 уставов, пожалуйста, представь!»
Собеседник приводит в пример Московскую область, где осенью ожидается множество выборов. У КПРФ в регионе выдвигается больше 500 человек. Это значит, потребуется заверить более 500 уставов, на 250 тыс. руб. «Это деньги на ветер, – сетует Соловьев. – Ведь устав есть и в Центризбиркоме, и на сайте Минюста он вывешен».
Помимо устава требуется еще и нотариально заверенное свидетельство о регистрации партии в Минюсте. «Тоже непонятно, зачем это нужно, – возмущается депутат. – Фактически мы каждый раз подтверждаем, что есть такая партия – КПРФ, что мы не самозванцы. А ведь проблему решить просто – достаточно один раз отправить в избирательную комиссию по электронке письмо за подписью председателя партии о документах, подтверждающих статус партии».
Та же ситуация и в других партиях. Бумажная канитель особенно обременительна для непарламентской оппозиции. Член политсовета «Правого дела» Борис Надеждин рассказал «НГ»: «Даже если вы выдвигаетесь в крошечном поселке и у вас округ в 100 человек, каждый депутат обязан предоставлять нотариально заверенный устав. У нас в стране всего семь партий, уставы которых давным-давно опубликованы...» Мало того, замечает собеседник «НГ», кандидат должен отнести в избирком и программу партии: «А ведь она тоже висит на сайте и тоже давно опубликована». Доходит до маразма, говорит Надеждин и приводит пример из собственной практики: «Зачем-то надо сдавать копии всех страниц паспорта и всех страниц трудовой книжки. Для меня это большая проблема – моя книжка представляет собой толстый том с многочисленными вкладышами. Не понимаю, зачем кому-то нужно знать о том, что я в 1979 году работал на полставки инженера в институте спектроскопии?»
В некоторых регионах требуется заверять у нотариуса данные сборщиков подписей, возмущается Надеждин: «Если в вашем округе полмиллиона избирателей, то обычное число сборщиков – 200–300 человек. Представьте, как вся эта толпа приходит к нотариусу, – и это тоже деньги...»
В среднем на каждого кандидата сегодня надо представить примерно 20 документов, вокруг которых летом и идет вся работа. Фактически выборы на первом этапе сводятся к оформлению многочисленных справок. Занимаются этим все партии, однако, указывают в оппозиции, не все они в одинаковом положении. «У ЕР трудностей особых нет, – замечает Соловьев, – ей помогают юристы в администрациях губернаторов. А для Компартии это большая проблема – нужно привлекать специалистов, платить им за оформление документов».
Усложнение бумажных процедур делается умышленно, уверен и Надеждин: «Во-первых, ЕР не нужно собирать подписи, и нотариального заверения данных о сборщиках от них не требуется. Во-вторых, большая часть кандидатов-единороссов – чиновники. Им гораздо легче оформить все эти справки».
Член Центризбиркома Геннадий Райков понимает трудности партийцев: «Вопрос заверения уставов нами уже многократно рассматривался. А коммунистам, у которых есть фракция в Думе, давно надо было выходить с поправками...»
В словах Геннадия Райкова находит лукавство Вадим Соловьев: «Мы раз десять предлагали внести поправки в Закон «О гарантиях избирательных прав», но все наши предложения оседали в профильном комитете Госдумы».