Масштаб и последствия стихийного бедствия поразили премьер-министра Владимира Путина.
Фото Reuters/РИА Новости
Вряд ли Владимир Путин, в самый драматический момент борьбы с огненным шквалом требуя расследования в отношении местных чиновников, «допустивших катастрофическую ситуацию», подозревал, что чуть ли не буквально повторяет правителей Древнего Китая. Императоры Поднебесной тоже имели обыкновение снимать – а то и казнить! – наместников провинций, если на вверенных им территориях происходило слишком много стихийных бедствий.
А в конце минувшей недели премьер-министр РФ отправил в отставку главу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Алексея Савинова. Как сообщает РИА Новости, свое решение председатель правительства обосновал неудовлетворительной работой ведомства по предупреждению лесных пожаров, которые летом 2010 года охватили ряд российских регионов.
Но, извините за некоторый цинизм, самое забавное в этой ситуации, что премьер-министра трудно обвинить в том, что он применяет какие-то устаревшие, феодальные методы управления. В том-то все и дело, что он действует адекватно ситуации, поскольку его подчиненные ведут себя совершенно в феодальном, мифологическом даже дискурсе. «До конца недели лесные пожары на территории Московской области должны быть ликвидированы», – потребовал губернатор Московской области Борис Громов от своих подчиненных на заседании регионального оперативного штаба по противодействию природным пожарам 18 августа. Вот так вот – по щучьему веленью, по моему хотенью┘
Между тем еще в 2003 году ученые-гидрологи отправляли на имя генерала Громова предложения «о комплексном решении ряда давно назревших водных и экологических проблем Московской области и соседних с ней регионов и в связи с этим – о радикальном способе борьбы с горением торфяников». И эти решения отнюдь не потребовали бы тащить 35-километровый водопровод от Оки, чтобы залить подмосковные торфяники: на один квадратный метр горящего торфяника требуется одна тонна воды. (Напомню, летом 2002 года, после 30-летнего перерыва, дым от горящих торфяников вновь накрыл Москву.)
Уже более десяти лет инициативная группа сотрудников Российской академии сельскохозяйственных наук не может получить поддержки в изготовлении хотя бы опытной партии уникальных распылителей жидкостей, не имеющих аналогов за рубежом. По расчетам и по результатам лабораторных экспериментов, облако ультрадисперсных – или, если угодно, – нанокапель могло бы изолировать верховые лесные пожары куда как более эффективно, чем тысячи тонн воды, сбрасываемые геройской пожарной авиацией┘
Таких примеров можно привести много. Но к ученым у нас прислушиваются, только когда жареный петух клюнет. И то, если клюнет уж в самое уязвимое место. С куда большим энтузиазмом у нас прислушиваются к специалистам разгонять облака над Арбатом с помощью некоей передвижной локаторной установки или к умельцам, обещающим очистить всю (sic!) воду России от всех возможных и даже невозможных примесей, включая радиоактивные. Под них даже создаются многомиллиардные государственные программы, которые на ура голосуются в Госдуме РФ.
«Трагедия нашего правительства в том, что... наука выше их понимания, они не умеют отличить знахарей от докторов, шарлатанов от изобретателей и фокусников и черных магов от ученых. Им приходится полагаться всецело на чужое мнение». Эта цитата из письма Петра Леонидовича Капицы от 21 мая 1935 года с некоторыми коррективами, кажется, вполне отражает и современную ситуацию в стране. И это странно.
Во всех ветвях государственной власти создано достаточно много экспертных структур, которые, по идее, и должны были бы помогать чиновникам различить – где ученые и изобретатели, а где – фокусники и черные маги. Назову хотя бы две: Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России при президенте РФ, правительственная Комиссия по высоким технологиям и инновациям. Но либо качество предлагаемых этими комиссиями решений оставляет желать лучшего, либо их решения никому и не нужны.
Писатель Владимир Сорокин, говоря в одном из интервью о своем романе «День опричника» (кстати, сам писатель жанр этой книги определил как «фэнтези на тему о будущем России»), очень образно и точно, по-моему, оценивает ситуацию: «Мне кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии. Современные феодалы ездят не в каретах, а на шестисотых «Мерседесах». И хранят свои деньги не в сундуках, а в швейцарских банках. Но ментально они не отличаются от феодалов XVI века».
Кстати, подмосковные пожары так и не послушались приказа генерала Громова и не потухли к назначенному сроку. Даже несмотря на прошедшие дожди и понижение температуры воздуха. Остается только повторить вслед за Даниелом Беллом: «Отношение к научному знанию определяет ценностную систему общества».