Ответ на две недавние публикации в «НГ» дал вчера замминистра обороны РФ генерал-полковник Дмитрий Булгаков на пресс-конференции в военном ведомстве. Он выразил несогласие с замечаниями, высказанными в статье «Противопожарный армейский аутсорсинг» («НГ» от 09.08.10). В ней шла речь о недостаточно масштабном участии военных в тушении природных пожаров, которое крайне невыгодно отличается от событий лета 1972 года, когда выполнялись те же задачи, но количество привлеченных войск было намного больше.
Генерал Булгаков заметил, что в данном случае сравнение некорректно, поскольку в действиях при пожаротушении «есть массовость и есть эффективность». В 1972 году численность Вооруженных сил в разы превосходила нынешнюю армию. Естественно, была возможность задействовать в огнеборстве многократно большее число военнослужащих. У генерала есть объяснение и тому, почему привлечены были далеко не все имеющиеся трубопроводные батальоны и расформированы трубопроводные бригады. Он рассказал, как в 1972 году на «отмобилизование» запасниками Мулинской трубопроводной бригады ушло 15 суток. Лишь после этого она смогла выдвинуться на тушение пожаров. Теперь же полностью укомплектованные трубопроводные батальоны смогли вступить в борьбу с огнем через сутки после получения соответствующей задачи. В результате...
«С начала работ трубопроводными батальонами перекачано около полумиллиона кубометров воды. Ежесуточно в торфяники, канавы и пожарные водоемы поступает около 40 тысяч кубометров воды», – сказал Булгаков. Он уточнил, что общая протяженность проложенных 15 линий трубопроводов – около 200 км.
Самым подробным образом замминистра рассказал о развитии ситуации во время пожара на центральной авиационно-технической базе морской авиации ВМФ под Коломной. В статье «Войска на линии огня» («НВО» № 30 от 13.08.10) ставился вопрос о неправомерности наказания начальника базы, оказавшегося в безвыходном положении после серьезного сокращения штата части.
Но в Минобороны по-прежнему считают: возгорание на базе было вызвано несоблюдением элементарных правил пожарной безопасности.
«Я не говорю уже о той необходимой противопожарной полосе 50 метров, которой не было», – сказал Булгаков. По его словам, на базе в противопожарном отношении «делалось что-то, но до конца эти мероприятия доведены не были». О том, что у начальника базы полковника Виктора Биронта подчиненных было минимум для выполнения всех этих мер в полном объеме, генерал не сказал ни слова. Но отметил, что, когда он сам в день возникновения пожара на базе прибыл туда, ее начальник находился «в неадекватном реактивном состоянии». И замминистра пришлось лично заниматься тушением пожара.
Сейчас на базе завершают работу две комиссии, которые занимаются выяснением причин и обстоятельств возникновения пожара на авиабазе, инвентаризацией и определяют размер нанесенного ущерба. «О сумме ущерба я говорить пока не могу – там сгорели в основном различные авиационные запчасти. Комиссия отработает – будут результаты», – заявил генерал.