Дмитрий Медведев поручил Игорю Шувалову модернизировать систему отношений власти и бизнеса в регионах.
Фото РИА Новости
Президент Дмитрий Медведев заключил, что в Москве, претендующей на звание Международного финансового центра, как, впрочем, и в других регионах, нет конкуренции. Это обстоятельство может навредить планам главы государства по привлечению в Россию западных инвесторов. В Кремле, по информации «НГ», раздумывают о необходимости модернизации системы регулирования отношений губернаторов и предпринимателей. Там пришли к выводу, что конкуренции препятствует независимость служебного положения региональных глав от их рейтинга в бизнес-сообществе.
В субботу на совещании с первым вице-премьером Игорем Шуваловым президент Дмитрий Медведев вновь разразился критикой в адрес глав субъектов. Представитель правительства докладывал главе государства о ситуации с конкуренцией в стране. Шувалов проинформировал Медведева о том, что «в целом по России ситуация с конкуренцией неоднородная». «Есть высококонкурентные рынки», – сказал он, отметив, что в их число входит, в частности, Приморский край.
«А по некоторым отраслям ситуация в центральных регионах сложнее, чем там», – продолжил он. Отвечая на требование главы государства назвать конкретно хотя бы один из этих центральных субъектов, Шувалов привел в качестве примера столицу. «В Москве в высшей степени неконкурентный рынок, – возмутился Медведев. – Есть о чем задуматься правительству Москвы». «Монополии легко образуются в крупных населенных пунктах, где много денег, где капитал», – вынес вердикт президент.
Один из инновационных проектов главы государства – создание в столице Международного финансового центра. Отсутствие конкуренции в самом сердце России является весьма негативным фактором для западных инвесторов, которых глава государства пытается завлечь в нашу страну. Проблема в том, что кроме концентрации капитала, отсутствию конкуренции в Москве, как, впрочем, и в других региональных центрах, способствует особое отношение властей к отдельным бизнесменам. Конкуренция в обычном смысле – это свободное соревнование экономических агентов. Очевидно, что значимость властных структур в таких свободных соревновательных условиях стремится к нулю.
Немудрено, что это обстоятельство абсолютно не устраивает российских губернаторов. Им конкуренция не нужна по определению. Для них важнее стабильность. Иначе говоря, наличие базы политической и финансовой поддержки. Формируется она посредством привычных рычагов. Руководители регионов наделяют преференциями тех предпринимателей, кто успешно встроился в систему. Сильное авторитетное руководство в нынешней российской действительности – это власть, умеющая создавать выгодные условия для лояльных бизнесменов.
В Кремле, по информации «НГ», раздумывают над тем, как переориентировать региональных глав и заставить губернаторов не разводить монополистов. Считается, что развитию конкуренции препятствует независимость глав субъектов от их рейтинга в бизнес-среде. В этой связи обсуждается возможность завязать оценку их деятельности на реальный результат, разработать систему критериев, которая будет основана на мнении электората, в первую очередь – предпринимательского сообщества. «Необходимо создать инструменты, помогающие держать руку на пульсе общественного мнения», – объяснил источник, близкий к Кремлю. По его словам, губернатор в данных условиях вынужден будет бороться с такими явлениями, как монополизация делового пространства.
Правда, для этого в первую очередь необходимо будет активно способствовать независимости социологических служб, а также прислушиваться к мнению различных бизнес-ассоциаций и СМИ. В настоящее время объединения предпринимателей преследуют цель достичь тех самых монопольных преференций в обход нормальной конкуренции. Проблема и с социологическими исследованиями. Они не дают объективной картины, которая позволила бы руководству страны оценивать работу губернаторов по большому числу важнейших критериев. К ним, безусловно, относится и уровень экономической конкуренции в регионе.
Член Общественной палаты Виталий Иванов предлагает не изобретать новые формы общественного контроля, а задействовать уже имеющиеся институты. К примеру, региональные общественные палаты. Но в этом случае их правильно было бы переподчинить Центру. Дело в том, отмечает эксперт, что региональные общественные палаты в большинстве случаев контролируются губернаторами: «Поэтому их надо легализовать на федеральном уровне. Создать их квазивертикаль». Это, по мнению Иванова, будет содействовать получению более независимых оценок деятельности региональных глав со стороны общественности.
Представитель Торгово-промышленной палаты Антон Данилов-Данильян предложил активнее использовать функции полпредов: «Представители президента в округах могли бы анализировать факты, препятствующие развитию бизнеса и входу на рынок новых игроков. И давать соответствующие рекомендации президенту в отношении губернаторов или муниципальных глав, которые тормозят создание конкурентной бизнес-среды». «Если система устроена не совсем демократически, нужно воздействовать административными методами», – считает эксперт. Правда, Данилов-Данильян сомневается, что критерии экономической эффективности будут на первом месте в оценке деятельности губернаторов: «Все зависит от конкретного политического момента. Возможно, для федерального Центра будет важнее, какие результаты региональный начальник дает на выборах, нежели состояние конкурентной среды».