«Пятидневная война» в Южной Осетии в августе 2008 года стала одним из важнейших событий в истории постсоветской России. Именно этот скоротечный конфликт стал поводом к форсированному проведению в России радикальной военной реформы. И за прошедшие два года Вооруженные силы РФ на самом деле обрели новый облик. В связи с этим хочется понять, насколько лучше (или хуже) Россия сегодня готова к такой войне, как та – с Грузией. Ведь подобного рода война – самая простая из всех, что могут предстоять Российской армии.
В августе 2008-го российская группировка на Кавказе столкнулась с большими трудностями в сфере стратегического управления. Происходящее сейчас изменение системы управления ВС (переход от системы военных округов и флотов к объединенным стратегическим командованиям) само по себе является шагом очень прогрессивным. Правда, лишь в том случае, если новые ОСК освободят от административных функций, оставив им только оперативно-стратегические. Произойдет ли это в реальности, мы пока не знаем.
А вот массовые сокращения офицерского состава и отмена института прапорщиков и мичманов на боеготовность частей и соединений не повлиять не могли, причем, увы, не в лучшую сторону. В России, видимо, никак нельзя без крайностей, поэтому за два года мы от избытка офицеров перешли к их нехватке.
В войсках как не было, так и нет новейших систем связи, управления и разведки (включая беспилотники). Наше отставание в этой области достигло просто космических масштабов. Хотя необходимость заимствования Россией американской концепции сетецентрической войны признана официально, воплощение идеи в реальность потребует очень длительного времени и огромных затрат. Пока же всё остается на прежнем уровне. На разведку вместо беспилотников будут летать бомбардировщики, войсками будут командовать из Москвы по мобильникам.
Ничто не свидетельствует о том, что изменилась к лучшему ситуация в ВВС и ПВО, которые проявили себя во время войны с Грузией хуже, чем другие виды ВС. Значительные потери от далеко не самой мощной ПВО противника и полная неспособность бороться с вражеской авиацией показали, что здесь положение поистине катастрофическое.
Ничем не лучше ситуация с бронетехникой, ее несоответствие современным требованиям признано на официальном уровне. В Минобороны наконец-то заметили, что наши БМП никого ни от чего не защищают, поэтому и ездят на них солдаты «верхом». Залезть под броню никому в голову не придет. Танк Т-90 создан еще в СССР и является всего лишь очередным представителем бесконечной линии, начатой с Т-64 почти полвека назад. Во всех неформальных мировых рейтингах современных танков Т-90 уверенно занимает последние места, проигрывая уже китайским танкам и нашему же более старому Т-80У. Подтверждаются подозрения, что наше военное руководство как минимум не очень ясно себе представляет, какое оружие нужно нашим Вооруженным силам.
Вообще с боевым потенциалом ВС в целом за эти два года произошло то же, что и с офицерским составом, – от избытка мы сразу перешли к нехватке. Отчасти процесс радикального сокращения вооружений имеет объективный характер: техника выработала свой ресурс, значительная ее часть была небоеспособна, хотя на бумаге и числилась в составе ВС. Тем не менее оставшегося потенциала совершенно недостаточно для парирования существующих угроз. Обычные ВС сегодня не соответствуют даже минимальным потребностям обеспечения безопасности страны. Новая техника закупается в микроскопических количествах, причем большая ее часть морально устарела еще в момент выпуска.
Все эти перекосы и провалы, как в зеркале, отражаются в нынешнем балансе сил на Кавказе. После августовской войны СКВО был, конечно, укреплен, он получил некоторое количество танков Т-90, здесь будет сформирован первый полк боевых вертолетов Ми-28Н. В Чечню из под Наро-Фоминска была переброшена 8-я мотострелковая бригада, сформированная на базе Таманской дивизии. Интересно, что эта бригада получила статус горной.
На сегодняшний день СКВО (будущее ОСК «Юг») имеет заметное превосходство над вооруженными силами Грузии. Правда, только потому, что последние, по сути, так и не были восстановлены после августовской войны. Страна затратила слишком большие деньги на создание своих ВС в 2004–2008 годах, после их разгрома на строительство новых ВС средств у Тбилиси, видимо, нет. Замечу, что очень распространенный в России миф о том, что грузинская армия была создана на деньги стран НАТО, не имеет отношения к реальности. Иностранная военная помощь не превышала 3% военного бюджета Грузии. Более того, НАТО настоятельно советовала Тбилиси сократить ВС. После осетинской авантюры большинство стран Запада поостережется продавать Грузии оружие даже за деньги. По крайней мере наступательное – танки и боевые самолеты. Возможна продажа лишь противотанкового оружия и средств ПВО.
Собственно, категорическое нежелание Запада получить новую войну на Кавказе и является единственной гарантией от этой войны. Но сейчас в Европе из-за финансового кризиса происходит очередное сокращение вооруженных сил с высвобождением большого количества еще вполне боеспособной техники. Ничто не мешает НАТО продать по остаточной цене или даже просто подарить Грузии, например, штук 500 Т-72 – и тогда она сразу окажется по количеству танков в 1,5 раза сильнее СКВО. А если передадут еще сотню-другую самолетов F-16 и несколько десятков «Торнадо»?
В общем, по прошествии двух лет наши перспективы даже применительно к новому столкновению с Грузией отнюдь не стали более радужными, чем в августе 2008-го. Улучшение системы управления пока имеет чисто виртуальный характер, а вот сокращение офицеров и ослабление боевого потенциала – вполне реальный. Новой техники в СКВО получено слишком мало, чтобы это всерьез повлияло на ситуацию. А принципиальных изменений мы если и дождемся, то очень не скоро.