Вот новость, всем уже известная: 30 июля Владимир Путин на совещании в Выксе Нижегородской области заявил, что из федерального бюджета субъектам РФ будут выделены средства для восстановления сгоревших в результате пожаров домов. При этом расчет будет делаться из рыночной стоимости 1 кв. м жилья в том или другом регионе. Он уточнил, что в среднем это будут дома площадью около 100 кв. м в зависимости от того, какой дом был утрачен. В среднем дом будет стоить около 2 млн. руб. Еще 1 млн. руб будет выделяться на восстановление инфраструктуры.
«Таким образом, на одно домовладение в среднем будет выделяться примерно три миллиона рублей», – сказал Путин. Необходимо выплатить компенсации и за утрату движимого имущества. По закону предусмотрены выплаты в размере 50 тыс. руб. на семью, но, «имея в виду масштабы ущерба и масштаб беды, эта сумма должна быть существенным образом увеличена: из федерального бюджета каждому члену (пострадавшей) семьи будет выплачено по 100 тысяч рублей и из областного бюджета – еще каждому члену семьи тоже по 100 тысяч рублей, таким образом, по 200 тысяч рублей на каждого члена семьи», – сказал Владимир Путин.
Кто слушал отчеты об этой встрече по радио, как я, в этом месте не мог не обратить внимание на удовлетворение обступивших премьер-министра погорельцев.
И это здорово, если все они получат новое жилье или компенсации, которыми распорядятся, надо думать, разумно.
Я подумал о другом: ни Владимир Владимирович, ни кто другой не вспомнил в эти трагические дни о... страховании. Ну, как? В мире, который у нас привычно называют цивилизованным, каждый – сам кузнец своего счастья, и каждый, кто имеет движимое или недвижимое имущество, привычно задумывается и решает вопрос о его страховке. И когда случается какая трагедия или ерундовый даже случай, бежит в страховую компанию. И разбирается там со своей бедой. И даже можно вспомнить: когда Европу залило водой и наводнение уничтожило дома, а тысячи машин оказались под водой (а потом всплыли на российском рынке – им даже название придумали: утопленницы), разговоры были все об одном – на грани банкротства оказались страховые компании, при том что известно, что страховые риски обычно не только страхуются, но и перестраховываются...
У нас – не так.
И все внимание – на том, что людей в беде не оставят.
Я этому очень рад, честное слово. Но что должны чувствовать те, кто свои дома и квартиры из года в год страхует? Дураки, одно слово. Зачем, например, по 30 000 рублей каждый год платить... там, не важно кому, если приедет – если, не дай бог, какая беда – добрый дядя и даст три миллиона на новую квартиру?
Здорово, что приехал и пообещал помочь. Но, мне кажется, плохо, что рядом с председателем правительства, губернатором и министром по чрезвычайным ситуациям не было никого из крупных страховщиков. Ну, незачем, потому и не было. Мне кажется, было бы правильно, обещая помочь и помогая, напомнить, что вообще-то свое имущество обязательно надо страховать. Что – да, мы поможем, но эта мера – исключительная, и денег на всех, к сожалению, не хватит. В этот раз – найдем, а на будущее – страхуйте, граждане, свои дома, не забывайте.
Кто-то скажет, что страхование – дорогое удовольствие. Но вот в клеточке счета, который каждый получает в Москве, есть и добровольное страхование, – оно недорогое. Правда.
Если мы идем в сторону цивилизованного общества, мне кажется, об этом стоило сказать.