В субботу, 31 июля, на Триумфальной площади Москвы несогласные в очередной раз попытались провести несанкционированную акцию. Как итог, несколько десятков человек были задержаны, один милиционер ранен.
Несогласные появились на Триумфальной, как обещали, в 18.00. На площади в это время проходило автомотошоу, собравшее тысячную аудиторию. Однако оппозиционеров эти обстоятельства не смутили, согласно сводке ГУВД, на площади собралось порядка 200 митингующих. Меньше, впрочем, чем журналистов, освещавших события на Триумфальной, – их набралось около 300. Несогласные подожгли дымовую шашку, выбили стекла в здании Театра сатиры, осколками которых был ранен сотрудник милиции. Однако, по данным ГУВД столицы, были задержаны около 70 человек.
Среди них – функционер движения «Солидарность» Борис Немцов и координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, приковавший себя наручниками к металлической ограде.
Аналогичные акции несогласные попытались провести в Новосибирске, Омске и Красноярске. Однако организаторы сумели вывести на площади всех трех городов в общей сложности всего 60 человек. Обошлось без инцидентов.
Можно было избежать беспорядков и в столице. В официальном сообщении пресс-службы мэрии говорится: «Правительство Москвы действительно пыталось вести переговоры с заявителями в случае, когда они претендовали на уже занятое другими общественными организациями место. Как известно, они отказывались от любых предложений». В качестве альтернативы несогласные могли собраться на Болотной площади, на площади Краснопресненской заставы, у памятника А.С.Пушкину или на Чистопрудном бульваре. Но организаторы оппозиционного митинга на Триумфальной даже не попытались соблюсти законную процедуру и подать заявку на проведение своей акции.
Между тем ранее городские власти были готовы разрешить проведение митинга несогласных на Триумфальной площади, выдвинув одно обязательное условие – чтобы среди заявителей акции не было лиц, «известных своими экстремистскими взглядами, а также тех, кто неоднократно нарушал Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Нетрудно догадаться, что в первую очередь речь шла об экс-вожде запрещенной НБП Эдуарде Лимонове. Через несколько дней Людмила Алексеева и Сергей Ковалев выступили с заявлением о том, что на такой компромисс пойти можно и нужно. Это вызвало бурю возмущения у радикальной части оппозиции. Особо бурно прореагировал сам Эдуард Лимонов, претендующий на роль «лидера оппозиции». Он выступил со статьей, где каждого, «кто подаст заявку на Триумфальную 31-го числа», назвал «предателем общих интересов». Лимонов весьма нелицеприятно высказался и о Ковалеве, и об Алексеевой, отметив, что если бы «писал не о пожилой женщине, то выразился бы грубее». В результате под давлением радикалов известным правозащитникам пришлось отыграть назад.
Уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский высказал свое удивление несогласием несогласных: «Власти согласились на проведение акции в то же время, на том же месте. Единственное требование было – состав учредителей акции, которые подают заявку, должен быть другой. Мне кажется, отказ со стороны участников движения пойти на такое условие стал их ошибкой».
Впрочем, политологи считают, что об ошибке здесь речи нет. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов уверен: «Среди организаторов этой акции была ответственная часть – это Людмила Алексеева и Сергей Ковалев, которые говорили о том, что вполне возможно изменить перечень организаторов акции, исключив оттуда наиболее радикальных деятелей, которые инициировали ранее столкновения с милицией. Но их точка зрения не была услышана». И такая бескомпромиссная позиция несогласных, по словам эксперта, «еще раз свидетельствует о том, что цель организаторов – не высказать точку зрения, не мобилизовать граждан, не убедить власти в своей правоте, а спровоцировать насилие, спровоцировать разгон акции».
Глава центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров: «Если изначально заявку подают люди, которые всегда проводили определенные провокационные действия, логично, что правительство Москвы хочет обеспечить максимальный общественный порядок. Тем более в выходной день на Триумфальной площади». По наблюдениям Федорова, концепция оппозиции такова: «Во-первых, сделать из Лимонова и ему подобных «мучеников», во-вторых, организовать какие-то провокации. И в-третьих, они ни к каким переговорам изначально не готовы, потому что «заряжены» к проведению протестных акций именно в таком формате, как было до сих пор».