Дмитрий Медведев обещает заняться инвестиционным климатом в России.
Фото РИА-Новости
Президент Дмитрий Медведев призвал не бояться рисковать инвестировать в инновационные стартапы. Для этого он намерен создать самый благоприятный климат. Глава государства назвал пять слагаемых успеха. В их числе гармонизация законодательства, эффективное использование грандовых средств и тесное взаимодействие всех звеньев инновационной цепочки. Он также выступил с инициативой дать инноваторам право на ошибку.
Медведев вчера опередил с новостями информационные агентства. Пока он ехал в Московский институт стали и сплавов (МИСиС), где должно было пройти заседание президентской комиссии, в его Twitter появилось сообщение: «Венчурный бизнес – это как раз та сфера, где риск - дело благородное. Сегодня будем обсуждать развитие венчурного инвестирования».
О рисках между собой толковали и в кулуарах МИСиС – представители правительства, а также руководители венчурных фондов и инноваторы. Виктория Лившиц – основательница инновационной компании «Квестор», занимающейся внедрением облачных компьютерных технологий в Кремниевой долине, заметила в беседе с корреспондентом «НГ», что США являются страной оптимизма, там не боятся вкладывать в рискованные проекты, а в России, наоборот, инвесторы ставят условие: главное, чтобы стартап не провалился. Руководитель исполнительного совета проекта «Сколково» Виктор Вексельберг признал наличие проблемы: «Да, уровень недоверия к новым проектам в нашей стране большой». По его словам, ситуацию может изменить история успеха хотя бы нескольких компаний в России. «Мы все стараемся сделать для того, чтобы это произошло», – заверил Вексельберг корреспондента «НГ».
Управляющий партнер компании Almaz Capital Partner Александр Галицкий развил мысль коллеги: «Необходимо набрать критическую массу инноваторов, которые бы начинали работать в России и видели здесь свое будущее. Но прежде им надо набраться опыта на Западе, понять, как построить успешную компанию». По его словам, Россия – один из самых больших рынков в Европе. И если создать все необходимые условия, то европейцам будет удобнее заниматься инновационным бизнесом там, а не лететь через океан в Америку. Открывая заседание, Медведев предложил его участникам снять пиджаки даже несмотря на то, что в помещении работают кондиционеры. Президент скинул пиджак, его примеру последовали все остальные. Аудитория вздохнула с облегчением. Впрочем, глава государства ее тут же озаботил: «У нас инфраструктура венчурного капитала, его масштабы весьма скромные». Медведев прочитал в справке: в России действуют 108 венчурных компаний, 43 из них активные. «А остальные что – пассивные? Это значит, что существует только 43 компании, а остальных нет», – ответил на собственный вопрос президент. Объем венчурного капитала в России составляет 2 млрд. долл. Медведев считает, что этого явно недостаточно.
Главный тормоз на пути развития венчурного капитала - недостаточный спрос на инновации, нехватка мотивации для того, чтобы внедрять их. «Для изменения ситуации нужны конкретные меры», – убежден Медведев. Он предупредил, что стартап компании подразумевают гораздо больше риска. Глава государства констатировал, что в России есть большой потенциал. Однако инновации развиваются фрагментарно. Чтобы интерес к российским наработкам увеличивался, нужны отечественные истории успеха. Он назвал пять аспектов, необходимых для развития венчурного бизнеса: гармонизация законодательства, развитие системы экспертизы проектов и сервисных услуг, эффективное использование грандовых средств, расширение возможностей отечественного финансового рынка (судя по всему, глава государства подразумевал создание мирового финансового центра в России), а также тесное взаимодействие всех звеньев инновационной цепочки.
Президент также выступил с инициативой предоставить венчурным капиталистам право на ошибку. Кстати сказать, о такой необходимости еще на февральской комиссии по модернизации говорил глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Он тогда пожаловался на то, что инновационным компания не дают прохода контролирующие структуры. А сами инноваторы рискуют понести ответственность, если реализуемый ими проект провалится. Гендиректор «Российской венчурной компании» Игорь Агамерзян в подробностях расписал, какие изменения в законодательство правильно было бы внести, чтобы облегчить жизнь венчурным капиталистам. Впрочем, Медведев возразил Агамерзяну. На его взгляд, одной корректировкой законодательства делу не поможешь, главное – создать благоприятный климат, чем он, собственно, и собирается заниматься.
Под конец своего выступления Медведев решил ответить критикам, которые подозревают, что президент по-другому понимает модернизацию, чем российские граждане. Он попытался убедить участников совещания, что намерен модернизировать не только технологии, но и все остальные аспекты российской жизни. По его словам, без решения вопроса борьбы с коррупцией, ослабления административного давления и развития честной конкуренции никакая инновационная экономика не возникнет.
Управляющий директор фонда Siguler Guff Эндрю Гаф, приглашенный на заседание комиссии, решил поддержать усилия российского президента в вопросе инновационного развития: «После вашей поездки в Кремниевую долину начался процесс деполитизации отношений между деловыми кругами. Я хочу сказать, что люди возбуждены, в воздухе чувствуется электричество!» Он пообещал, что очень скоро привезет своих партнеров для работы в Сколково – до 10–15 инвестиционных компаний.