Главными землеустроителями в приграничной полосе будут люди в зеленых фуражках.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В недрах госаппарата уже много лет обсуждается необходимость иметь в стране современный закон о государственной границе. Ныне действующий был принят в 1993 году и многократно с тех пор правился. Однако согласование нового закона – дело традиционно долгое. Так что правки продолжаются – и на днях ФСБ внесет в правительство очередную. Погранслужба получит право голоса в земельном вопросе. И вообще без ее разрешения в приграничной полосе хозяйственная деятельность будет невозможна. Эксперты согласились, что особый режим нужен, но высказались за более четкое описание полномочий пограничников.
Действующий закон о государственной границе РФ был принят еще в 1993 году – до референдума по Конституции страны. Сейчас он считается устаревшим и не отвечающим современным реалиям, а главное, не обеспечивающим прежде всего экономический статус госграницы. Новый же готовится долго. Вот, например, еще в 2005 году директор Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев на заседании Государственной пограничной комиссии презентовал его концепцию. Но с тех пор даже в текст законопроекта она так и не превратилась. А в 2007-м по распоряжению президента Владимира Путина было создано Федеральное агентство по обустройству госграницы. Но в его планах о новом законе тоже ничего не говорится. Между тем рыночная экономика, судя по всему, в государственную границу России уже уперлась. Поэтому Федеральная служба безопасности подготовила очередную поправку к старому закону и планирует уже в этом месяце представить ее правительству.
ФСБ явно согласна с классиками экономической мысли, что главное – это земля. Именно земельным вопросом и соответствующим полномочиям в этой сфере Пограничной службы законопроект и посвящен. Итак, вдоль всей сухопутной границы РФ, а также на берегах пограничных рек, озер и прочих водоемов вводится пятикилометровая зона. Выделение властями любого уровня входящих в нее земельных участков без согласия пограничников будет невозможным. Более того, они должны будут принимать участие и в согласовании объектов, которые собственники на получаемой ими земле планируют возводить. И обойти погранслужбу никому не удастся, так как у нее появляется и право отказа в согласовании.
Например, указывается в законопроекте, нельзя будет выделять участки там, где госграница с соседними государствами не установлена. Как это, скажем, происходит на всем протяжении российско-украинского соседства. Еще невозможно будет получить землю и в том случае, если это будет мешать пограничникам нести свою охранную службу. Причем даже если помеха окажется исключительно радиолокационной или эфирной. Также бесполезно окажется мечтать и о своего рода частной таможне – участки от границы до пунктов пропуска через нее никому отдаваться не будут. Есть и еще одно интересное ограничение, пришедшее, правда, скорее, из тоталитарного прошлого, чем модернизированного будущего. «Наличие в складочном (уставном) капитале российских юридических лиц более чем 50% долей (вкладов, паев, голосующих акций), принадлежащих иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства, приобретающим земельные участки».
Собеседник «НГ» из аппарата комитета Госдумы по безопасности указал, что последнее предложение выглядит довольно странно. «Если этим предприятием действительно прикрываются какие-то шпионы, то какая разница, 51% у них или там 40. У настоящих разведчиков, кстати, иностранного капитала в учредителях вообще не будет». Впрочем, он усомнился в том, что зарубежные разведки могут действовать на границе таким тупым образом. А зампред комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков уточнил, что дело не в процентах капитала, а в том, какие объекты бизнес собирается в приграничной зоне возводить. По его словам, если это коровник, то это одно дело, а если, скажем, теле- или радиостанция, – то совсем другое». Гудков также подчеркнул, что предлагаемое в проекте однообразие – полоса шириной в 5 км – для нашей многообразной страны не очень подходит. «Одно дело в Сибири – там можно и 50 километров сделать, а другое – в Калининграде. Там приграничная полоса выведет из оборота значительный кусок территории».
А вообще-то к данному законопроекту, как и ко многим другим правительственным инициативам, депутат высказал, по сути дела, одну претензию. «Хотелось бы видеть в тексте закона более четкий перечень критериев, на основании которых бизнесмен все-таки сможет получить от погранслужбы необходимое согласование». Чтобы не пришлось напрасно думать, что для решения вопроса использовались некие иные аргументы.