Высокие технологии пока не пользуются спросом у дорожников.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Перед разъездом на летние каникулы депутаты Госдумы решили высказаться о состоянии российских дорог. На круглом столе они сошлись во мнении, что без них нашей стране модернизации не видать. И поэтому на их строительство не надо скупиться, а надо создавать дорожные фонды. Правда, парламентарии не учли, что даже эта идея может нашим дорогам и не помочь. Например, потому, что пока российские дорожники высокотехнологичным продуктам предпочитают ямочный ремонт.
По завершении последнего пленарного заседания Госдумы в прошедшую пятницу депутаты не спешили разбредаться по своим делам. Им предстояло важное совещание на тему модернизации российских дорог. В Госдуме состоялся расширенный круглый стол с участием главы Минтранса Игоря Левитина.
Возглавлявший мероприятие председатель комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум в своей вступительной речи прошелся по скептикам: «Приходится иногда слышать такие мнения, что мы, мол, и без развития дорожной отрасли сразу перейдем к инновационной экономике, «перепрыгнем» к шестому технологическому укладу. Но так не бывает». Он рассказал о собственном опыте посещения развитых стран: «Я не видел инновационной экономики при неразвитой дорожной сети». Главная проблема отечественного дорожного хозяйства, на взгляд депутата, в недостаточном финансировании. Обеспокоенность Шаккума разделяет Левитин. Он заявил, что будет просить правительство увеличить до 100 млрд. руб. финансирование капремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения в 2011 году.
Шаккум также высказал уверенность, что повысить уровень финансирования помогут дорожные фонды. Тем более что с инициативой их воссоздания недавно выступил президент Дмитрий Медведев. Кстати сказать, глава государства в последнее время довольно часто обращается к дорожной тематике. Вот в середине июня он обсуждал эти вопросы на совещании с членами правительства и губернаторами, а в начале июля поднимал эту проблему во время поездки на Дальний Восток. Впрочем, президент прекрасно знает, что проблема не только в бюджетном финансировании, но и в модернизации отрасли. Осознает это и премьер-министр Владимир Путин, который в ноябре прошлого года на совещании о мерах по развитию газо- и нефтехимии четко обозначил задачу – пересмотреть стандарты и нормативы в строительстве объектов инфраструктуры. «Здесь должны быть учтены и возможности применения новых, высокотехнологичных материалов», – сказал он тогда. По итогам совещания премьер поручил Минрегиону, Минтрансу и Минпромторгу с участием заинтересованных компаний принять меры по использованию инноваций в строительстве жилья и дорог. И доложить о результатах в первом квартале этого года.
Очевидно, доложено не было. А иначе бы на февральской комиссии по модернизации в Томске глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов не стал бы жаловаться Дмитрию Медведеву на то, что вот скоро наша страна станет крупнейшим производителем серы, что из нее получается фактически вечное покрытие для дорог, но с «дорожниками» никак не удается договориться по поводу применения новой технологии. Решением проблемы, на взгляд Алекперова, могла бы стать разработка новых ГОСТов для строительства объектов инфраструктуры. Однако запустить этот процесс возможно будет лишь тогда, когда со стороны дорожных служб появится спрос на использование высокотехнологичных разработок.
И, как оказывается, «ЛУКОЙЛ» вовсе не единственный инноватор в стране. Например, фирма «Композит» готова предложить дорожникам свою наработку: углеволокно, которое на 30% повышает прочность бетона и битума, а также имеет хорошие характеристики по морозо- и жаростойкости. На их технологию спроса, впрочем, тоже нет. Первый замгендиректора холдинговой компании «Композит» Владимир Хлебников в беседе с корреспондентом «НГ» посетовал на то, что найти партнеров, которые помогли бы провести опытные испытания нового продукта, пока не удается. По мнению Хлебникова, решить проблему не то чтобы очень сложно. Правда, без определенных шагов со стороны государства не обойтись. Потому что, по его словам, сейчас закон о госзакупках рекомендует при определении победителей тендеров ориентироваться на цену: «То есть, кто даст меньшую цену, тот и победитель. Неплохо было бы изменить это правило, чтобы ставка делалась не на минимальную стоимость, а на цену жизненного цикла». Иначе говоря, можно построить дорогу за меньшие деньги, а потом постоянно выделять средства на ее ремонт. А можно вложиться один раз и не заниматься починкой много лет. Хлебников уверен, если в законе прописать ответственность компаний за содержание объектов хотя бы в течение пяти лет, новые технологии очень быстро станут востребованными.
Пресс-секретарь «Сибура» Рашид Нуреев пояснил корреспонденту «НГ»: «Постоянные «ямочные» ремонты во многом проводятся из-за низкого качества битумов, используемых при производстве асфальтобетонов. В условиях же больших нагрузок необходимо использовать битумы с добавлением полимерных материалов, например, термоэластопластов. По его словам, на самом деле применение новых технологий в дорожном строительстве не слишком удорожает процесс: «У нас есть еще данные ОАО «СоюздорНИИ» по себестоимости дорог, построенных на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ) и при применении обычного битума. Удорожание идет всего-то на +0,8%». Но оно, отмечает Нуреев, окупается за 2,5 года эксплуатации.