Сколько людей говорит и сколько будет говорить на русском языке? И какую роль он будет играть в мире? Эти вопросы далеко не праздные и совсем уж не культурологические. Это и политическая и экономическая проблема сегодняшнего дня и будущего. Филолог Евгений Зарецкий в своей статье «Распространение английского языка в мире как одна из форм американского мессианизма» ссылается на исследователя Роберта Филлипсона. Тот утверждает в книге «Лингвистический империализм», что после Второй мировой войны существовал некий засекреченный совместный план американцев и британцев популяризировать английский для достижения политических целей.
Каков же будет на протяжении одного поколения результат «войны языков в Европе»? Европейская лаборатория политических прогнозов по ряду наблюдаемых тенденций предсказывает образование к 2025 году нового лингвистического порядка в Европе. В 2020 году партнерство Россия – Европейский союз приведет к вхождению русского языка в европейское лингвистическое «чистилище» в качестве распространенного, хотя и неофициального языка славянских стран.
Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР. И, надо сказать, это обстоятельство не всем на постсоветском пространстве нравится. Ясно, что запретить язык трудно, особенно если на нем думают и говорят десятки миллионов человек. Подобные попытки запрета и в Украине, и в Белоруссии в начале 90-х ни к чему не привели. Сегодня примерно 300 млн. человек по всему миру владеют русским языком (что ставит его на 5-е место по распространенности), из них 160 млн. считают его родным (7-е место в мире).
Однако вопрос о том, на каком языке я вскоре должен буду общаться с соотечественниками, например в Прибалтике, не праздный и касается не только русскоязычных латышей, эстонцев и литовцев. Это, на мой взгляд, проблема всей русской диаспоры. Задуматься об этом меня побудили результаты прошедшей в Риге третьей конференции российских соотечественников.
Как констатировалось на конференции, русская культура не поддерживается системно как целостное явление, в результате чего ее пространство сужается. Это связано с тем, что вместо классического русского языка все чаще и чаще в речи слышатся нецензурная брань и сленг. Причем это явление касается не только стран, где проживают представители русской диаспоры, но и самой России. Посильный вклад в расширение этого явления вносят и противники русского языка. Не случайно, что в Латвии выпущены школьные учебники русского языка и словари, в которых главную роль играет┘ мат. Вряд ли издатели считают, что мат уже настолько вошел в кровь и быт населения России. Скорее всего в этом можно усмотреть злой умысел, призванный снизить значение русского языка и русской культуры, которые на сегодня являются, по сути, единственной идеей, объединяющей народы, населяющие просторы России, и связующей русскую диаспору с матерью-родиной.
К сожалению, понимания того, что каждый человек лично несет ответственность за сохранение родного языка и культуры, нет и в самой России. Поэтому еще совсем недавно даже на сайте российского Министерства культуры можно было прочитать похабщину, оформленную в заголовки скабрезных пьес и книг. В связи с этим хотелось бы привести выдержки из списка штрафов, которые налагаются в Германии за слова и выражения в адрес представителей власти. Они были опубликованы на сайте «Дойче велле». Впрочем, немцы склонны подавать в суд на носителей данных выражений, даже если они употребляются и по отношению к рядовым гражданам. А ведь до мата немецким ругательствам далеко. Итак┘
Bekloppter (тронутый, чокнутый, идиот) – 250 евро; Witzbold (остряк-самоучка, юморист) – 300 евро; Du armes Schwein, du hast doch eine Mattscheibe (Совсем ослеп, свинья несчастная?) – 350 евро; Wegelagerer (бандит с большой дороги – о полицейском) – 450 евро; обращение к полицейскому на «ты» (du) – 600 евро; Bei dir piept's wohl (не все дома, «помехи» в голове) – 750 евро; Verfluchtes Wegelagerergesindel (бандиты проклятые, сброд придорожный) – 900 евро; Wichtelmann (гном, истукан) – 1000 евро; Raubritter (грабитель, рыцарь-разбойник) – 1500 евро; Trottel in Uniform (болван, дурак в униформе) – 1500 евро; Idioten, ihr gehцrt in die Nervenheilanstalt (психушка по вам плачет) – 1500 евро; Fieses Miststuck (дерьмо поганое) – 2500 евро; Alte Sau (свинья старая) – 2500 евро. Штрафы за жесты и другие знаки: показать язык – от 150 до 300 евро; показать круг из большого и указательного пальца (равносильно слову «задница») – от 675 до 750 евро; показать «птичку», то есть покрутить пальцем у виска (Einen Vogel zeigen) – 750 евро; помахать ладонью перед лицом (Scheibenwischer – показать движение дворника, равносильно слову Idiot) – от 350 до 1000 евро; показать средний палец (Mittelfinger zeigen, Stinkefinger) – от 600 до 4000 евро. Вот такие в Германии бывают штрафы. Чтобы нарваться на неприятности, необязательно обижать полицейских или других участников движения. Достаточно показать средний палец в камеру системы автоконтроля на автобане.