Владимир Лукин вряд ли предполагал, что его доклад станет объектом такой жесткой критики.
Фото Евгения Зуева (НГ-Фото)
Вчера сенатор Александр Починок публично высказал претензии Совета Федерации к докладу уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина. Его обвиняют в том, что он слишком рьяно защищает политические права россиян в ущерб экономическим и социальным. А также в том, что не дает рецептов исправления ситуации. Эксперты «НГ» не видят оснований для осуждения позиции уполномоченного. Они уверены, что правозащитник правильно понимает задачу, которую перед ним поставил президент. Острую реакцию СФ на отчет Лукина собеседники газеты считают признаком обеспокоенности власти повышением политической активности гражданского общества.
Обсудив отчет Владимира Лукина, комиссия СФ по взаимодействию с институтами гражданского общества пришла к выводу, что он должен быть «более совершенным и более современным и направленным на результат». Доклад, сообщил член комиссии Александр Починок, «не лишен политизированного налета»: в документе «в разы описание нарушений в сфере политических прав и свобод превосходит объемы описания ситуации с соблюдением таких важнейших прав, как право на лекарственное обеспечение граждан и оказание им медицинской помощи, в том числе право на справедливость судебного разбирательства, на эффективную государственную защиту, а также на совершенствование законодательства о правах и свободах человека». «Из лучших побуждений, – предупредил Лукина член СФ, – можно сделать очень плохую вещь».
Сенатора огорчает, что уполномоченный в докладе не предлагает пути решения проблем. И слишком нечетко предлагает пути изменения законодательства. А ведь «необходимо понимать, что внесение изменений в один закон неизбежно повлечет корректировку сопутствующих законодательных актов», – сетует сенатор. На его взгляд, Лукин недоработал «по разделам, касающимся социального аспекта в сфере защиты прав человека. Они носят крайне поверхностный характер, в том числе и раздел, касающийся пенсионного обеспечения граждан».
Напомним: Владимир Лукин, участвовавший в последнем марше несогласных, посоветовал в письме президенту проявлять большую терпимость в отношении радикальной оппозиции, после чего стал объектом жесткой критики со стороны властей. Председатель правления Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс вспомнил, что Совет по содействию развитию институтов гражданского общества при президенте, который возглавляет Элла Памфилова, принял заявление в поддержку Лукина: «Мы считаем действия уполномоченного крайне важными. Некоторые говорят: поправьте немножко экономику – и все станет хорошо. Это абсолютная глупость. Все равно что сказать: на правой ноге мы будем скакать, а на левой – ходить. Человек ходит на двух ногах. Этим сенаторам-марксистам хорошо бы понимать, что базис определяет настройку».
Функции уполномоченного по правам человека заключаются в том, подчеркивает Юргенс, что он борется за права человека: «А экономические и социальные права – это функции других организаций: государства, профсоюзов, работодателей. Лукин собою все заменить не может. Этот институт создавался в первую очередь для того, чтобы защищать права человека во всей их совокупности, но в первую очередь конституционные: свободу слова, собраний, демонстраций и т.п.» Ярость противников Лукина глава ИнСоРа объясняет тем, что они «во многом являются рудиментом так называемой стабильности и порядка, они не избираемы народом и понимают смысл своего служения в политической поддержке власти. Поэтому прощать их можно, а оправдать нельзя».
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов допускает, что критики Лукина плохо прочитали его доклад: «Обязанность уполномоченного по правам человека – не давать сбалансированную картину в докладе, а выявлять факторы, которые он считает определяющими будущее страны. Поэтому в его обязанности не входит умиротворение, которое является обязанностью сенаторов, и они по этому поводу тревожатся. Задача Лукина – обнаружить тревожные точки, а не заниматься умиротворением». Собеседник «НГ», присутствовавший в момент разговора на Ходорковских чтениях, заметил, что там обсуждаются те же проблемы – как найти выход из безвыходного положения: «Если Лукин его не видит, то он просто честен, а если господин Починок его знает и скрывает, то он просто нечестен перед страной».
Александр Починок хотел бы получить от омбудсмена рецепты для исправления ситуации. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» сообщил, что региональные уполномоченные на недавней питерской конференции по правоприменению «вели себя очень активно именно в контексте защиты прав человека во всем их объеме – не только в социально-экономической области, но и в политической»: «В тот момент как раз началась кампания против Лукина, и коллегу однозначно поддержал, к примеру, уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников.
А представитель Северной Осетии Валерий Цомартов заявил: «Как мы можем его осуждать, если он столько сделал для нашего региона».
Симптоматично, что в последнее время возросла критика не только в адрес Владимира Лукина. Нападкам подвергается и комиссия Памфиловой. Макаркин объясняет это усилением политической активности общества: «Радикальную оппозицию сейчас пускают даже на Триумфальную площадь. Происходит некоторая политическая либерализация, вполне осторожная, и соответственно появляются определенные, хотя и весьма ограниченные возможности не только у радикалов. Активизируются и государственные правозащитники. К примеру, сменился состав Совета по правам человека при президенте – туда вошло много реальных активистов правозащитного движения».
При этом уполномоченный, отмечает Макаркин, «совершенно не обязан быть солидарен с человеком, чьи взгляды он защищает»: «Очень часто у него могут быть совсем другие взгляды. Если, к примеру, ущемляются права Эдуарда Лимонова и ему не позволяют выходить на площадь, то правозащитники вмешиваются. Более того, Лукин пытался найти здесь компромисс, который позволил бы и Лимонову выйти на площадь, и власти не понести репутационные потери».
Макаркин категорически отвергает путь чрезмерно длительного перехода к демократии: «Если так будет продолжаться, то лет через 50 мы вряд ли сможем себе позволить то, что имеем сегодня. Если станут реальностью жесткие ограничения, может начаться процесс деградации того, что уже есть». Нападки на либеральный курс он объясняет страхом части элит, которая «прошла через 80-е годы, когда маленькие акции демократов вдруг вылились в многотысячные митинги»: «Видимо, здесь действует инстинкт. Период Михаила Горбачева оценивается ими как период слабости: мол, шли на уступки этим неформалам и доигрались. В связи с этим попытки компромисса, которые предлагает Лукин, рассматриваются как недопустимые уступки, на которые нельзя идти».
Упреки в адрес Лукина по поводу отсутствия рецептов для решения проблем Макаркин отвергает: «Уполномоченный – это народный трибун. У него нет при себе альтернативного правительства. Он должен просто транслировать обеспокоенность общества политикой властей».
Из Федерального Конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»:
«Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».