Слово «Сколково» сегодня на слуху и в комментариях не нуждается. Сколково – это, по замыслу проектировщиков, город мечты, будущий мировой центр инноваций. Смысл действа хорошо выразил в свое время Маяковский: «Через четыре года здесь будет город-сад».
«Осколково» – это обобщенный образ современной российской неперспективной деревни. Деревни запущенной, заросшей бурьяном, с разрушенными фермами, без поголовья скота. С пьяными безработными мужиками. Часто с хорошей барской усадьбой и постройками. С восстановленной церковью и некоторым числом прихожан. Но без школы, которую в силу неперспективности и деревни, и школы успешно и спешно ликвидировали в рамках программ реструктуризации и оптимизации. Не стоит село без праведника. Без школы тоже.
Можно ли создать суперсовременное Сколково в стране, в которой многие тысячи «Осколковых» – деревень, городов и поселков? Можно ли сформировать из осколков научных школ коллективы, способные решать труднейшие задачи? А как быть с осколками жизненных смыслов тех 80% населения – это данные социологических опросов, – кто лишен ясной жизненной перспективы? Нарастающее массовое неверие подкреплено убедительными примерами: например, национальный проект «Доступное жилье» увенчался свертыванием строительства, жилье стало совсем недоступным.
Явно обозначившийся скепсис по поводу сколковского проекта, весьма своевременно появившегося перед предстоящими выборами, имеет серьезные основания. Опыт реализованных ранее крупных проектов, таких как «атомный» и «ракетный», показывает, что главное условие успеха – наличие большого числа высокопрофессиональных, искренне увлеченных и целью, и делом людей. «Эффективные менеджеры», к которым несомненно относился Лаврентий Павлович Берия, могут ускорить дело, но решающую роль играют все-таки лидеры, способные аккумулировать и продуцировать идеи и отбирающие людей по «гамбургскому счету». Такие, как Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Павлович Королев. В окрестностях Сколкова замечено немало менеджеров с известными именами, но лидеров, то есть людей с выраженными научными идеями, пока не наблюдается.
На мой взгляд, основная причина заключается в том, что сегодня последний писк моды – это не нанотехнологии, о которых произносится много слов, а децитехнологии, которые успешно развиваются на деле и о которых молчат. Нанотехнологии имеют дело с объектами размерами около одной миллиардной части метра. А децитехнологии – это технологии освоения проектов, цена которых имеет порядок десятков миллиардов долларов. Именно это их подлинная цель. Неудивительно поэтому, что главный смысл происходящего – имитация деятельности. Там же, где проявляется активность, господствует профанация, идущая от безответственности и тотального непрофессионализма.
Между тем очевидно, что абсолютно необходимое условие модернизации страны – становление регулярной системы выращивания талантливой молодежи, способной и ставить, и решать разнообразные сложные задачи. Вновь «кадры решают все». Каковы кадры, таково и все. Поэтому серьезность намерений модернизировать Россию должна быть подкреплена серьезной программой действий в сфере образования. В первую очередь речь должна идти о подготовке будущих молодых исследователей.
В 60-е годы прошлого века эта задача была успешно решена. Являясь учеником Андрея Николаевича Колмогорова, я много занимался историей создания физматшкол (ФМШ) при университетах. Последовательность событий в 1963 году была такова.
В апреле в ЦК КПСС подана записка с предложением о создании ФМШ. 8 июня секретарь ЦК Михаил Андреевич Суслов выносит вопрос на заседание секретариата 20 июня под председательством Никиты Сергеевича Хрущева. Принимается благоприятное решение, ответственным назначается секретарь ЦК, отвечающий за оборонную промышленность, Леонид Ильич Брежнев. 24 августа выходит постановление Совмина за подписью Дмитрия Федоровича Устинова. В последующих уточняющих приказах министров просвещения и высшего образования ясно обозначены сроки: школы должны быть открыты не более чем за три месяца.
Предстояла огромная работа – отбор учеников и учителей, оборудование школ, разработка программ и т.д. и т.п. Но школы в Киеве, Ленинграде и Москве были открыты вовремя. От идеи до реализации прошло полгода. Любая работа делается либо быстро, либо никогда.
В начале 2010 года рабочая группа под руководством академика Алексея Ремовича Хохлова разработала «Колмогоровский проект», предусматривающий оперативное развертывание системы работы со способными школьниками. По существу, речь идет о серьезных инновациях, подкрепленных большим историческим опытом и имеющих большой шанс на международный успех в эпоху «экономики знаний». Проект был передан лично президенту Дмитрию Медведеву, после чего поступил по инстанциям в Министерство образования и науки РФ. Как нетрудно догадаться, воз и ныне там.
Можно ли сделать что-то путное, ничего не делая? Ответ очевиден.