Вчера вступил в силу Федеральный закон №262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ". Таким образом, была реализована важная инициатива президента Дмитрия Медведева, обеспечивающая прозрачность судебных решений. Эксперты «НГ» в целом довольны продвижением судебной реформы в стране, однако призывают не преувеличивать результаты новшества и отмечают некоторые проблемы, которые могут возникнуть на пути его воплощения.
Отныне граждане смогут получать нужную им информацию о решениях судов и сроках рассмотрения дел. В Сети появятся также данные о самих судьях. Будет создана и система, которая позволит людям получить доступ к судебным актам. «Качество работы суда – это определяющий фактор демократического развития. Мы будем твердо и последовательно добиваться эффективной деятельности всей судебной системы», – подчеркнул Дмитрий Медведев на последнем Всероссийском съезде судей.
Напомним, что эта часть судебной реформы стала дополнением другого новшества: сокращения сроков рассмотрения дел в суде, поскольку явно будет ему помогать. Вероятно, открытость судов поможет реализации и еще одного принципиально важного для президента закона – о том, что обвиняемых по экономическим преступлениям не следует подвергать аресту до суда. Принципиальное, хотя и не совсем последовательное, решение на эту тему принял пленум Верховного суда, постаравшийся убрать препятствия с дороги нового закона. Официальный представитель ВС Павел Одинцов считает, что все эти меры способствуют гласности в судебно-правовой сферы. И напоминает, что Верховный суд уже с середины июня живет по 262 закону: «Наличие информации в свободном доступе упрощает нашу работу. Мы вынуждены отвечать на информационные запросы, а тут информации больше, нежели было».
Высокую оценку дал нововведению глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов: «Любое коррупционное правонарушение всегда происходит в условиях закрытости. Если мы будет развивать открытость судебной системы, это станет надежным заслоном».
Напомним, что именно Медведев настоял на том, чтобы в Интернет выкладывалось больше данным, чем это предлагалось ранее Советом судей, закрывавшим информацию, которой могут воспользоваться преступники. Президентские поправки расширили перечень данных, подлежащих публикации.
Заслуженный юрист России Генрих Падва не опасается, что выложенные в Сети данные вызовут недовольство граждан, возмущенных рассекречиваем их персональных данных: «Нет такого события, постановления, закона, который бы устраивал абсолютно всех. Всегда найдутся те, кого это как-то затрагивает. Кого-то, например, судят, и ему не хочется, чтобы об этом на всю страну было объявлено. Но ведь это же единицы. А общественность-то совсем другая. Потому я к закону отношусь очень положительно, и считаю, что это хороший шаг вперед».
Профессор Инга Михайловская, заведующая сектором проблем правосудия Института государства и права РАН, напомнила «НГ», что идея закона обсуждалась еще шесть лет назад, когда был издан сборник материалов дискуссии на эту тему. Она замечает, что дело даже не в том, что общественность примется следить за процессами, а в том, что судьи станут ответственнее: «Зная, что решения будут вывешивать в Сети, они немножко будут думать над мотивировками. Над убедительностью, над аргументированностью формулировок. Хотя им это тяжеловато – многие из них и писать толком не могут». К общественному контролю эксперт относится «крайне негативно»: «Потому что суд должен подчиняться только закону. Это будет смешно, если он начнет реагировать на то или иное общественное мнение. Все начнут ему указывать, как делать. Ведь суд – это всегда конфликт между двумя сторонами – одна сторона довольна, другая недовольна решением».
Впрочем, замечает собеседница «НГ», «часто решение суда, которое за взятку сделано, идеально мотивированно».