На Петербургском международном экономическом форуме президент Дмитрий Медведев пообещал западным инвесторам и инноваторам не сворачивать с пути модернизации. Он готов превратить Россию в страну мечты, которая стала бы для них второй родиной. Медведев сообщил, что берет бизнес под свое крыло, поскольку модернизация в России будет проводиться силами частных предпринимателей. Между тем участники форума пришли к выводу, что нашей стране нужна целостная программа инновационного развития, которой пока нет.
Глава государства Дмитрий Медведев использовал площадку Петербургского экономического форума для презентации изменившейся России. Впрочем, для начала было решено изменить формат самого мероприятия – бразды правления на пленарном заседании отдали иностранцам. Белые кресла, расставленные на вытянутой сцене, заняли модератор дискуссии главный редактор газеты The Wall Street Journal Роберт Томсон, а также министр экономики Франции Кристин Лагард, генсек Лиги арабских государств Амр Муса, экс-председатель совета директоров Intel Крейг Баррет, глава Citigroup Викрам Пандит, управляющий Банком Израиля Стэнли Фишер и министр торговли Индии Ананд Шарма.
Открывая пленарное заседание, Медведев заявил, что Россия теперь не такая как пять лет назад, и даже год назад. Как, впрочем, и весь остальной мир, который сильно изменился под давлением глобального экономического кризиса. У нашей страны появился неплохой стимул перейти от индустриальной экономики к постиндустриальной. «Россия должна стать привлекательной страной, куда будут стремиться люди со всего мира в поисках своей особенной мечты. В поисках лучших возможностей для успеха и самореализации, которые Россия сможет дать всем, кто готов принять этот вызов и полюбить Россию как свой новый или как свой второй дом»,≈ лучился оптимизмом глава государства. Правда, ответным зарядом жизнелюбия зал не отозвался.
Главенствующую роль в модернизации Медведев отдал частному капиталу. «Государство не должно всегда само рвать яблоки с древа экономики. Найдется тот, кто может сделать это иногда и лучше, и эффективнее. Но что государство должно делать, что входит в обязанности государства, так это помогать выращивать наш яблоневый сад, то есть помогать развивать саму экономику, экономическую среду», - живописал Медведев. Это заявление пробудило аудиторию, зал захлебнулся аплодисментами.
Российский лидер рассказал, что принял принципиальное решение: защитить бизнес от правоохранительных органов. Дмитрий Медведев будет продолжать совершенствовать законодательство на этот счет. Он также сообщил, что намерен сократить число госкомпаний чуть ли не в пять раз. В день открытия форума глава государства подписал соответствующий указ о сокращении числа стратегических АО в России с 213 до 41 и стратегических ФГУПов ≈ с 230 до 159.
Дальше Медведев принялся перечислять инновационные стартапы, инициатором которых стал сам: создание иннограда в Сколково и международного финансового центра. Он пообещал, что модель технополиса со временем будет тиражироваться по всей стране: «Поддержка инноваций не должна ограничиваться Сколково. Есть определённый смысл в эффективной реализации проекта, мы получим модель для последующего тиражирования».
Другой глобальный проект ≈ создание в Москве международного финансового центра. Российский лидер заявил, что уже сформирован консультационный совет, который займётся его разработкой. «Для модернизации нужна развитая финансовая система. Развитие финансового центра в Москве ≈ хорошее предложение для всего мира», ≈ пытался убедить он западных коллег. Столица, по словам Медведева, и так де-факто является финансово-логистическим центром всей России: «Финансовая система нашей страны достаточно развита, чтобы в Москве развивался публичный финансовый рынок». Президент пообещал до конца 2011 года отменить «налог на прирост капитала» для долгосрочных прямых инвестиций в РФ. Эта идея будет реализована в рамках проекта создания международного финансового центра в Москве. Она предусматривает льготное налогообложение и на прибыль юрлиц при реализации активов, выросших в стоимости, – так называемого capital gain.
Российский лидер также выразил уверенность в том, что рубль мог бы быть включён в пакет резервных мировых валют. Об этом он заявил позднее в процессе развернувшейся дискуссии. Фактически глава государства повторил свою давнюю идею пула резервных валют. Под занавес пленарного заседания его попросили оценить степень преодоления мирового кризиса. Казалось, Медведев почувствовал себя в заведомо невыгодном положении – ему первому из присутствующих на сцене пришлось отвечать на этот спорный вопрос. Он подобрал аккуратную формулировку: виден свет в конец туннеля. Модератор пленарки Томсон пошутил: как бы это не оказался свет от несущегося навстречу поезда.
Позднее на панельных сессиях участники форума пришли к выводу, что России нужна полноценная программа инновационного развития. Глава Роснано Анатолий Чубайс объяснил, что в прошлые два десятилетия экономическая нормативно-правовая база создавалась под индустриальную экономику. Теперь перед правительством стоит задача: привести экономическое законодательство в соответствие с требованиями инновационной экономики. Он сообщил, что в правительстве находятся на рассмотрении с десяток законопроектов, призванных создать условия для развития инновационного бизнеса. Однако, судя по всему, их продвижение пока нельзя назвать сколько-нибудь успешным.
Уже ближе к вечеру западные бизнесмены, занимающиеся инновационным бизнесом, удостоились встречи с российским лидером. Было заметно, что они порядком подустали от быстро сменяющих друг друга дискуссий. Усталость читалась и на лице Медведева. Он попросил иностранцев рассказать, что им больше всего мешает для ведения бизнеса в России. Их ответ не отличался оригинальностью – высокий уровень коррупции. Президент пообещал продолжить борьбу с главным российским злом.