Депутаты так и не решились провести собственное расследование.
Фото Reuters
Еще 12 мая – по горячим следам аварии на кузбасской шахте «Распадская» – в зале пленарных заседаний Госдумы прозвучало требование создать парламентскую комиссию по расследованию причин этой трагедии. Причем думская оппозиция не просто его произнесла – она даже объявила о начале сбора необходимых 90 подписей. У трех фракций – КПРФ, СР и ЛДПР – в сумме 135 голосов, так что проблем собрать автографы в принципе не было. Однако до сих пор этого так и не сделано – из-за позиции эсэров, которые сами же и инициировали этот процесс. На Охотном Ряду поговаривают об оказанном на них со стороны правительства давлении.
На первой же пленарке после взрывов на шахте «Распадская» думская оппозиция объявила о необходимости создать парламентскую комиссию по расследованию причин и обстоятельств аварии. Через несколько дней началась и практическая работа. Сначала в ней предполагали участвовать все три оппозиционные фракции – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Что делало предстоящую задачу – собрать как минимум 90 подписей – легковыполнимой, ведь в совокупности у трех фракций есть 135 голосов. Но потом либерал-демократы покинули сплоченные ряды недовольных ходом ведущегося сейчас следствия. Заявив, что против расследования они не возражают, но создание комиссии считают делом бесполезным. Потому что, к примеру, такая же комиссия Федерального собрания по Саяно-Шушенской ГЭС работала под полным контролем исполнительной власти и никаких выводов, отличающихся от официальных, представить не смогла.
И все равно оставшихся у КПРФ и СР 95 голосов хватало. Однако до сегодняшнего дня, по данным думских источников «НГ», под требованием создать комиссию по расследованию несколько подписей до сих пор не собрано. По разным сведениям – от трех до пяти штук, причем исключительно эсэровских. «Все наши 57 человек свои подписи уже поставили», – сообщил «НГ» депутат из КПРФ Андрей Андреев. При этом, по его словам, и эсэры подписались почти все, но подписей все равно не хватает. «Если я не ошибаюсь, в конце прошлой недели не хватало всего трех», – сказал он. Коммунист предположил, что скорее всего на справедливороссов было оказано давление сверху. Правда, напомнил собеседник «НГ», именно они и стали главными инициаторами сбора подписей. Андреев указал – недаром КПРФ уже давно считает СР и ЛДПР слабыми звеньями в оппозиционных рядах. Источник «НГ» в аппарате «Справедливой России» уточнил, что руководству фракции и даже партии рекомендовали не заниматься слишком активно созданием комиссии. Причем, отметил собеседник «НГ», «такие беседы, по слухам, были проведены по прямому указанию председателя правительства».
Лидер фракции СР Николай Левичев на прямой вопрос корреспондента «НГ» о том, что же случилось с комиссией, ответил уклончиво. По его словам, «работа ведется». Левичев пояснил, что создать комиссию по расследованию – дело непростое: «Ведь надо еще согласовать этот вопрос и с верхней палатой». Напомним, что по закону для инициирования процедуры расследования в Госдуме надо собрать одну пятую от всех ее голосов, то есть 90 штук. После чего руководство ГД обязано будет поставить на голосование данное требование. Которое уже должно будет получить не менее половины от списочного состава палаты. А потом Госдума должна будет ждать, согласится ли СФ участвовать в такой комиссии. Если нет, то ее создание отменяется. Интересно, однако, что и эсэры, и коммунисты не скрывают – главной целью их требования по поводу комиссии было поставить в неудобное положение «Единую Россию», которая, без сомнения, за создание комиссии голосовать бы не стала. «В правительстве это прекрасно понимали, а потому и сделали все, чтобы зарубить тему еще на дальних подступах», – подтвердил политическую составляющую всей этой интриги источник в аппарате СР.