Уполномоченный по правам человека при президенте страны Владимир Лукин представил руководству Российской Федерации доклад, в котором дал оценку действиям правоохранительных органов на Триумфальной площади 31 мая, где «несогласные» безуспешно пытались провести очередную несанкционированную акцию в рамках «Стратегии 31» Эдуарда Лимонова.
Подробности того, что содержится в докладе, не разглашаются. Однако известно, что с самого начала главный омбудсмен страны недвусмысленно встал на сторону организаторов беспорядков, обвинив правоохранительные органы в неоправданной жестокости. Однобокая позиция Владимира Лукина натолкнулась на серьезную критику Общественной палаты, правозащитников и еврейских организаций.
Омбудсмену напомнили, что основным заявителем и действующим лицом событий на Триумфальной площади является Эдуард Лимонов, известный своими экстремистскими высказываниями. На днях Валерий Энгель, первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, высказал жесткую позицию по поводу того, что происходит вокруг Триумфальной. «Отстаивая право граждан на свободу собраний, я, безусловно, отрицательно отношусь к фактам, когда такие деятели, как Э. Лимонов являются организаторами массовых акций, – пишет Энгель. – С ним мне неоднократно приходилось сталкиваться в судебных инстанциях по поводу его высказываний и проповедуемой им идеологии, которая, по сути, оскорбляет память жертв нацизма». И слова уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина вызывают у Энгеля «по меньшей мере недоумение». Первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства задает Лукину риторический вопрос: «О каких правах можно вести речь, если сама деятельность Лимонова направлена на систематическое нарушение прав национальных и религиозных меньшинств, разжигание национальной вражды и подрывает основы межнационального и религиозного мира в нашей стране?»
Не только Энгель недоумевает по поводу однобокой позиции российского омбудсмена. «Несомненно, он имеет право и должен думать о правах так называемых «несогласных», которые точно такие же граждане России, как и любые другие┘ Однако смущает то, что при этом он забывает о правах других людей, которые страдают от такого рода акций», – считает, например, директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. Действительно, добавляет вице-президент Общероссийского союза юристов, член Общественной палаты Владислав Гриб, «есть такие идеологии, которые разрушают правовое сознание наших граждан. Есть и такие политики, чья деятельность негативно влияет на правовое сознание молодых людей». Общественно значимые фигуры должны это учитывать и, отмечает юрист, не становиться на чью-либо сторону. «Теперь многие, в том числе и молодежные экстремисты, будут оправдывать свои действия, ссылаясь на поддержку Лукина. То есть очень важно быть этичным, чтобы не оправдываться потом в том духе, что его не так поняли», – выражает опасения Гриб.
Об «избирательности» правозащитной деятельности Лукина говорит и член Общественной палаты, глава правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина: «Он осуществляет выборочную борьбу за права граждан, четко выделяя симпатичных ему персонажей, с которыми он солидарен». И, наоборот, там, «где каждый день происходят события, касающиеся нарушения прав человека в России, но не затрагивающие интересов его идейных соратников, там его днем с огнем не сыщешь». Костина отмечает: «Я что-то не слышала его реакции ни на «Хромую лошадь», ни на шахтеров Кузбасса┘ Я знаю, что к нему обращались по делу умирающей в СИЗО Веры Трифоновой, на что пришел формальный ответ в том плане, что это не дело уполномоченного».
Буквально в конце прошлой недели история получила неожиданное продолжение. Среди банды печально известных «приморских партизан», нападавших на милиционеров, находился Андрей Сухорада, некогда активный участник «акций прямого действия» запрещенной НБП Эдуарда Лимонова. Этот случай стал лишней иллюстрацией того, как вдохновленные Лимоновым люди, начиная с несанкционированных митингов на площади и захвата общественных приемных, могут превратиться в настоящих вооруженных экстремистов. И наблюдатели отмечают, что, таким образом, теперь уполномоченный по правам человека в РФ фактически выступает не просто против чрезмерного применения силы милицией, а поддерживает людей, находящихся на стороне вооруженного, воинствующего экстремизма.
Директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты Александр Брод уверен: «Безусловно, недавние события в Приморье стали тревожным сигналом для всего нашего общества. Нападения бандой преступников на милицейские блокпосты, убийства сотрудников милиции – прямой вызов всем основам нашей демократии. Попытки выдать фактический разбой и террор за чуть ли не идеологическую войну – одна из самых опасных провокаций, вброшенных в сегодняшнюю общественную повестку».
«Своего отношения к НБП и Лимонову я не меняю и не забыл его риторику о том, что дети будут с обожанием бегать за колонами фашистов, что, придя к власти, НБП станет равняться на НКВД и ВЧК, что великий Гитлер – пример для подражания, а насилие – гигиена истории. «Партайгеноссе, товарищи по партии, друзья! Пусть вас вдохновляют исторические примеры: история партии большевиков, история итальянских фашистов, германских национал-социалистов. Они смогли, сможем и мы», – поучал вождь верных нацболов. Национал-большевизм, как видим, недалеко ушел от национал-социализма», – говорит Александр Брод.
По мнению правозащитника, «мы еще раз убедились, что подобная «идеологическая работа» неизбежно ведет к прямым преступлениям, к прямому террору, к гибели людей». Его удивляет, что «это так не очевидно для тех, кто в обнимку с Лимоновым каждое 31-е число стремится на Триумфальную площадь Москвы». Одним своим присутствием рядом с Лимоновым, считает Брод, они делают «создателя радикальной организации участником легального общественного диалога».
«При этом сам Лимонов не забывает всегда повторять: «Мы с Людмилой Алексеевой». А она сама то ли терпит, то ли согласна. Спроси ее или уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина об отношении к национал-социализму – проклянут и заклеймят, а с Лимоновым вместе некоторые наши правозащитники и демократы выходят на несанкционированные митинги», – негодует Александр Брод.
Член Общественной палаты, директор Института политики и государственного права Виталий Иванов резюмирует: Владимир Лукин «судя по всему, считает, что правозащита – это защита интересов определенной маргинальной категории политических активистов», иными словами – экстремистов. А другой член Общественной палаты, председатель Центрального совета общероссийского общественного движения «Гражданское общество» адвокат Анатолий Кучерена выразил уверенность, что нельзя преждевременно однозначно занимать одну или другую сторону в конфликте до того, как всем действиям не будет дана соответствующая правовая оценка. Потому что в таком случае общественные деятели могут стать защитниками людей, которые произносят экстремистские лозунги.