В Думе лежит законопроект, запрещающий перекрывать дороги под угрозой тюремного заключения.
Фото РИА Новости
Вчера комитет Госдумы по законодательству должен был подготовить ко второму чтению правительственный законопроект о транспортной безопасности. Однако обсуждения на комитете так и не состоялось. Потому что депутаты требуют отказаться от уголовного наказания тем людям, которые просто выходят на дороги, выступая против ущемления их прав. А правительство к депутатским требованиям пока не прислушивается. Законопроект с обсуждения был снят. Но неокончательно – консультации решено продолжить.
В повестке вчерашнего заседания комитета Госдумы по законодательству законопроект правительства «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте» появился в понедельник. Комитету необходимо было подготовить его к обсуждению палатой во втором чтении. Как уже писала «НГ», в этом документе, оперативно появившемся после происшествия с «Невским экспрессом», была сделана попытка комплексно подойти к проблеме транспортной безопасности.
Однако в проекте среди прочего предусматривается уголовная ответственность за блокирование дорог, а также создаются дополнительные препятствия забастовочным действиям на транспортных предприятиях. Причем два года лишения свободы можно получить просто за один выход к какой-либо из транспортных магистралей. Например, протестуя по поводу невыплаты зарплаты или требуя возврата своих денег нечестными строительными компаниями. При этом если такая акция нанесет транспортной инфраструктуре «крупный ущерб» в размере всего-то 500 тыс. руб., то можно будет получить уже четыре года. Через этот же «крупный ущерб», заявила в ходе первого чтения оппозиция, власть легко будет подавлять забастовки транспортников, проходящие в виде отказа от работы.
Первое чтение состоялось 16 апреля – под обещания первого зампреда комитета по законодательству Владимира Груздева ко второму обязательно законопроект улучшить. Профильный комитет, к примеру, прямо указал, что в российском законодательстве термин «блокирование транспортных коммуникаций» нигде не определен, а значит, могут возникнуть трудности с правоприменением новой статьи Уголовного кодекса. Указано было также на то, что административной ответственности за выходы на дорогу вполне достаточно, и непонятно, зачем правительство настаивает на исключении данной статьи КоАП. Законопроект в первом чтении был в результате принят. И вот уже более полутора месяцев комитет консультируется с правительством, чтобы привести его в приемлемый вид. Без особого успеха. А вчера на заседании комитета была разыграна по-настоящему театральная сценка. Владимир Груздев с возмущением отказался докладывать вопрос, потому что, по его словам, лежащий перед ним текст с ним согласован не был. Попало за это аппаратам – и самого комитета, и Госдумы в целом. Как поведал «НГ» один из сотрудников последнего, как раз и занимающийся законопроектной работой, такой ситуации, когда охотнорядские чиновники составляют какой-то текст на свой страх и риск, просто не может быть. «С помощью такой нехитрой уловки просто было отозвано согласование, данное накануне», – объяснил собеседник «НГ». А Груздев вчера с виду был очень серьезно раздосадован тем, что на второе чтение выносится, по сути дела, первоначальная редакция правительственного проекта.
Глава комитета по законодательству Павел Крашенинников, выслушав гневные тирады своего первого зама, вынужден был обсуждение вопроса перенести. В кулуарах Госдумы он заявил корреспонденту «НГ», что комитет будет добиваться в безусловном порядке исчезновения нормы об уголовной ответственности за блокирование дорог – даже без наступления каких-либо последствий. Крашенинников даже высказался в том духе, что, дескать, такие законодательные предложения вызывают возмущение людей и поддерживать эти инициативы нельзя. Председатель комитета жестко пообещал, что пока правительство не пойдет депутатам навстречу, проект закона на второе чтение вынесен не будет.