Александр Шохин наслышен об отношении общества к бизнес-сообществу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
За четверть века перестройки в стране сложились прочные стереотипы в оценке россиянами предпринимательского сословия. И эти оценки оказались весьма невысокими. В то же время западное бизнес-сообщество выглядит в зеркале очередного, майского опроса Левада-Центра самим совершенством. Эксперты «НГ» объясняют происходящее в головах граждан усилиями властей по дискредитации среднего класса.
«Какие качества, по вашему мнению, прежде всего присущи бизнесменам?» – поинтересовались социологи у россиян. И выяснили, что ведущие качества западных предпринимателей – «трезвый расчет, рационализм» (49% опрошенных). А также «высокий профессионализм и компетентность» (41%). Больше всего нравится нашим гражданам «деловая хватка» зарубежных капиталистов. Об этом сообщили Левада-Центру 55% респондентов.
На первых местах в опросе по поводу ведущих качеств отечественного бизнес-сообщества – сплошной негатив. 51% опрошенных граждан полагают, что в основе поведения наших бизнесменов лежит «жажда наживы». 49% отмечают у них еще и «склонность к разного рода жульничеству и махинациям. 40% присовокупляют к этим малоприятным качествам «неразборчивость в средствах достижения цели», 26% – «нежелание честно трудиться». Между прочим, ровно столько же опрошенных уверены, что иностранные бизнесмены «инициативны и настойчивы в достижении поставленных целей».
По мнению респондентов, в России также ровно в десять раз меньше «честных и порядочных» капиталистов, чем на Западе. А «щедрость, благородство и склонность к благотворительности» они способны проявлять только по мнению 7% опрошенных.
Свидетельствуют ли эти цифры о пролонгации в сознании россиян старых советских догм о классовой борьбе трудящихся и ненависти к буржуазии? Отношение к западному бизнесу никак этого не подтверждает. К тому же, как выясняется, самые плохие оценки российским предпринимателям выставляют молодые люди в возрасте 25–54 лет, имеющие высшее образование.
Между тем, заметим, эту точку зрения разделяют помимо молодежи «руководители и представители силовых структур». Что наводит на мысль о целенаправленном воздействии властной элиты на умы соотечественников.
Отсутствие корней классового противостояния в сложившейся ситуации отмечает в беседе с корреспондентом «НГ» директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко: «Мне кажется, что это есть результат целенаправленной пропаганды государства. Как государство относится к бизнесу, так население его и воспринимает. Мне кажется, что это абсолютно связанные вещи, и ничего другого здесь нет. Я не веду специального реестра, но достаточно почитать выступления нашего президента, ныне премьера, пяти-семилетней давности, вспомнить о его отношении к экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, посмотреть, что по телевизору показывают». В каждом регионе есть свой Ходорковский, указывает эксперт: «На местном уровне это какой-нибудь владелец если не киоска, то макаронно-сверлильной фабрики... У Кремля есть Первый и Второй каналы, а у местного начальства есть радио и газета. Они берут пример с Центра и делают то же самое».