Двенадцать лет назад лидеры всего мира собрались в Риме, чтобы основать Международный уголовный суд. Это был один из тех редких случаев в истории Организации Объединенных Наций, когда был сделан решительный шаг на пути к обеспечению мира, справедливости и прав человека.
31 мая с.г. государства вновь собрались, на этот раз в Кампале (Уганда), чтобы впервые провести официальный обзор Римского договора. Перед нами открывается возможность не только рассмотреть уже достигнутые успехи, но и заложить основу для будущего прогресса. Более того, нам дается возможность вновь коллективно заявить, что мы не позволим оставаться безнаказанными преступлениям против человечности, – и это будет способствовать их предотвращению в будущем.
На посту генерального секретаря ООН я убедился в том, насколько эффективным может быть МУС – и каких успехов мы уже добились. Еще 10 лет назад немногие могли поверить в то, что суд будет полностью функционировать, расследовать и судить исполнителей актов геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности во все большем количестве стран.
Это эпохальное историческое событие. Старая эра безнаказанности ушла в прошлое. Вместо нее медленно, но неизбежно, на наших глазах рождается новая «эпоха ответственности». Она началась с создания специальных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии; сегодня МУС является краеугольным камнем растущей системы глобального правосудия, которая охватывает международные трибуналы, смешанные международно-национальные суды и внутригосударственные прокуратуры.
На данный момент МУС было начато пять расследований. Два судебных процесса уже ведутся, третий планируется начать в июле. Четыре подозреваемых находятся под стражей. Те, кто думал, что работа суда будет лишь пустой формальностью, оказались не правы. Произошло обратное: влияние МУС растет с каждым днем. Те, кто совершает преступления против человечности, явно стали его бояться.
Тем не менее МУС остается судом последней инстанции, который начинает действовать лишь тогда, когда национальные суды ничего не предпринимают (или не могут предпринять). В марте Бангладеш стала 111-м участником Римского статута, а 37 других стран его подписали, но пока не ратифицировали. Однако некоторые из крупнейших и могущественных стран к статуту не присоединились.
Без всеобщей поддержки МУС не сможет в полной мере выполнять свои обязанности и служить в качестве эффективного механизма сдерживания и правосудия. В качестве генерального секретаря я обращаюсь ко всем государствам с призывом присоединиться к его работе. Те, кто уже это сделал, должны полностью сотрудничать с судом. Это предполагает открытую поддержку суда и неукоснительное выполнение его распоряжений.
МУС не имеет своих собственных полицейских сил. Он не может производить аресты. Подозреваемые по трем из пяти дел, рассматриваемых судом, остаются на свободе, в условиях безнаказанности. От такого неуважения к МУС страдает не только сам суд, но и вся международная система правосудия, тогда как смелеют те, кто нарушает права человека.
Обзорная конференция в Кампале рассмотрит возможности для укрепления суда. К ним относятся: предложение расширить круг его ведения, включив в него «преступление агрессии», а также меры по укреплению готовности и способности национальных судов расследовать военные преступления и преследовать их исполнителей.
Наиболее горячо будет обсуждаться, возможно, вопрос о выборе между миром и правосудием. Скажу вам прямо: нельзя выбрать одно за счет другого. Жертвами сегодняшних конфликтов слишком часто становятся прежде всего мирные жители. Женщины, дети и престарелые страдают от произвола солдат или боевиков, которые их насилуют, калечат и убивают и уничтожают города, деревни, урожай, домашний скот и источники воды – и все это ради победы в войне. Чем более шокирующий характер имеет преступление, тем оно более эффективно как средство ведения войны.
Пострадавшее население хочет, естественно, чтобы такие издевательства прекратились, даже если это означает предоставление иммунитета тем, кто причинил ему зло. Однако это перемирие под дулом пистолета – без гарантий уважения достоинства, принципов справедливости или надежды на лучшее будущее. Прошли те времена, когда мы могли выбирать между миром и правосудием. Сегодня мир без правосудия невозможен.
Наша задача состоит в том, чтобы добиваться и мира, и правосудия одновременно. Ключевую роль в этой связи играет Международный уголовный суд. Находясь в Кампале, я приложу все усилия для активизации борьбы с безнаказанностью и установления новой эпохи ответственности. Преступления против человечности – это преступления против нас всех. Мы никогда не должны этого забывать.