В конце июня в Иерусалиме состоится Третий конгресс межпарламентского объединения «Европейские парламентарии за укрепление дружбы с Израилем» (EFI). Эта созданная пять лет назад организация насчитывает 1300 парламентариев из 27 стран Евросоюза. Среди вопросов разнообразной повестки дня форума будут, конечно, и проблемы ближневосточного урегулирования.
Известно, что Евросоюз входит в четверку посредников этого урегулирования наряду с США, Россией и ООН. Не без оснований принято считать, что первую скрипку в этом квартете играют США. Однако мы видим, что в последнее время, например, Россия и Евросоюз не уступают здесь в активности американцам. Так, последняя встреча «квартета» прошла в Москве. А перед этим верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон выезжала с недельным визитом на Ближний Восток.
Конечно, пока еще преувеличивать политическую роль Евросоюза в этом регионе не следует. Страны Евросоюза идут на подчас смехотворные единые стандарты в здравоохранении или в едином нормативе на размер арбузов. Однако как бы взамен они настойчиво сохраняют свой внешнеполитический суверенитет от Брюсселя. В том числе и в отношении ближневосточной проблемы. Это при том, что экономические связи Евросоюза с Ближним Востоком достаточно прочные. На долю Евросоюза сегодня приходится 33% израильского экспорта и 40% импорта в Израиль. Кроме того, Евросоюз намного опережает США в части оказания помощи палестинцам – она составляет до 500 млн. евро в год.
Тем не менее тот факт, что члены Евросоюза склонны проводить собственные внешние политики, не означает отсутствия согласий по наиболее важным вопросам. Это показывает и практика работы нашей организации. Страны Евросоюза вместе и по отдельности сталкиваются с одними и теми же угрозами, происхождение которых прямо связано с ситуацией на Ближнем Востоке. Они сталкиваются с международным терроризмом, подпитываемым арабско-израильским противостоянием. Их беспокоят проблемы энергетики – ведь без государств Северной Африки на долю Ближнего Востока приходится почти две трети мировых запасов нефти. Страны Евросоюза не заинтересованы в ядерном Иране. Европейцы отрицают военные методы «распространения демократии», которыми пользовалась республиканская администрация США. В Евросоюзе понимают и опасность выхода ближневосточной повседневной конфронтации за пределы региона. А это стало реальностью после того, как война США в Ираке изменила баланс сил на Ближнем Востоке в пользу Ирана. И с учетом противостояния Израиля с Ираном регион может стать ареной ядерного столкновения.
Все эти угрозы перевешивают амбиции суверенной политики и заставляют разделять основные положения по урегулированию на Ближнем Востоке, выработанные мировым сообществом. Конечно, нюансы в политике ведущих стран Евросоюза сохранятся. Скажем, на политику Франции, конечно же, будут оказывать влияние ее традиционные связи с арабским миром, а на политику Германии – вина за геноцид евреев во Второй мировой войне. Но Евросоюзу придется говорить в регионе одним голосом. И не шарахаться в сторону то дружеского по отношению к Палестине заявления Европейского совета в Венеции 1980 года, то к решению того же Совета в Эссене 1994 года о привилегированном статусе Израиля в отношениях с Евросоюзом. Только в этом случае роль Евросоюза в четверке посредников усилится реально. Ведь Израиль – страна, близкая с Евросоюзом по ценностям: это единственная зрелая демократия на Ближнем Востоке.
Сегодня в самой Европе идут процессы радикализации исламской молодежи. Здесь активно работают ячейки радикальных исламистов, ведущих экстремистскую пропаганду среди второго и третьего поколения мигрантов-мусульман. В ряде стран Западной Европы заметно определенное напряжение в отношениях коренного населения с мусульманами – запрет на воздвижение минаретов в Швейцарии и ношение платков в общественных местах во Франции и т.д. Все эти тенденции также накладывают отпечаток на позицию стран ЕС по Ближнему Востоку.
Необходимость единой европейской позиции на Ближнем Востоке мы ощущаем и в нашем парламентском объединении «за дружбу с Израилем». Само название объединения предполагает объективный подход к ситуации во благо конфликтующих сторон. Динамика активности и роста влияния EFI, безусловно, позволяет на это надеяться.
На своем Третьем конгрессе мы намерены обсудить прежде всего возможности прямого диалога между Израилем и Палестиной. Как известно, сегодня усилиями специального эмиссара США по Ближнему Востоку Джорджа Митчелла дан старт непрямым переговорам противостоящих сторон. Но непосредственно мирное урегулирование достигается только в прямом диалоге. Поэтому европейские парламентарии обменяются мнениями, в том числе со своими израильскими коллегами, по проблемам палестинских беженцев, раздела Иерусалима, территориального обмена. Заслуживают особого рассмотрения и задачи подъема экономики Палестины, потому что помимо прочего бедность во многом разжигает экстремизм и непримиримость. Именно эти вопросы могут стать основными на прямых встречах противоборствующих сторон.
Конечно, в процессе мирного урегулирования все по большей части зависит непосредственно от Израиля и Палестины. Но участие европейских парламентариев, несомненно, существенно продвигает этот процесс. Потому что они способны донести до своих правительств объективную картину состояния дел в этом регионе и тем самым помочь Евросоюзу говорить на Ближнем Востоке одним голосом.