Андрей Фурсенко всегда подчеркивает уверенность в школьных «Стандартах».
Фото PhotoXPress.ru
«Закон – что дышло, как повернешь – так и вышло». Наблюдения приводят к выводу, что народная мудрость не утрачивает актуальности, а вновь и вновь обретает ее. Похоже, поворачивать научились многие – своеобразная эпоха Великого Поворота. Остановлюсь на четырех эпизодах.
Эпизод первый – Закон «Бэу–Кау–Ау». Название – это не имя зарубежного инициатора Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а аббревиатура, кратко описывающая все три предписанные законом искусственные формы жизни: отныне учреждения бывают бюджетные (БУ), казенные (КУ) и автономные (АУ).
Лоббисты этого закона проигнорировали два очевидных обстоятельства. Во-первых, невозможно совершенствовать работу образовательных, научных, культурных учреждений, ограничиваясь исключительно бумаговаянием, предельно формализованными конструкциями, стремлением к экономии любой ценой. Во-вторых, нельзя не учитывать могущества класса коррупционеров, непрерывно повышающих как свое профессиональное мастерство, так и ассортимент и цену платных услуг, заботливо предоставляемых доверчивому и покорному населению. Возмущенные выступления критиков – это запоздалые проявления солидарности и профессионального долга. Пора бы уже научиться бить «дурь» на взлете.
Второй эпизод непосредственно связан с первым. В своих недавних пламенных выступлениях министр образования и науки Андрей Фурсенко возложил функцию главного ограничителя платности на школьные «Стандарты». Анализ только что опубликованного проекта «Стандарта» для девятилетней школы показывает, что в этом «документе» есть лишь самые общие фразы о требованиях к подготовке учащихся и условиям содержания школ. Такой «Стандарт» не может быть критерием чего бы то ни было. Впору обратиться в Счетную палату и выяснить, куда ушли народные деньги – за последние пять лет на «стандартизацию школы» потрачено около 500 млн. руб.
Вызывает удивление и такой факт – список разработчиков, как всегда, отсутствует, но руководители проекта поименованы: это академик РАО Л.П.Кезина и член-корреспондент РАО А.М.Кондаков. Бывший председатель московского департамента Кезина и бывший замминистра образования Кондаков – люди несомненно очень известные. Но известны они и наличием полного отсутствия сколько-нибудь серьезных публикаций о содержании образования. Чиновник в России больше, чем чиновник?
Эпизод третий – совсем свежий. После прошлогодних скандалов с ЕГЭ были разработаны средства борьбы с применением экзаменующимися старых и новых информационных технологий. Но всего за несколько дней до неотвратимого наступления новой волны ЕГЭ Минюст объявил, что отъем мобильников на экзамене – это нарушение прав человека. Это уже не цинизм, а бесстыдство. Если же это запоздалая первоапрельская шутка, то можно было пойти и дальше – выдавать каждому выпускнику электронную карту с полными ответами на все вопросы.
Эпизод четвертый и самый серьезный: полным ходом идет разработка нового закона об образовании. Есть основания полагать, что многие прогрессивные положения закона 1992 года будут забыты, а полное собрание крайне сомнительных последних инициатив, включая ЕГЭ, надолго обретет силу закона.
Понятен и сценарий, отработанный до совершенства. В 2011 году предстоят выборы в Госдуму. Закон об образовании, живо затрагивающий интересы практически всех, может стать центром дискуссий. С целью минимизации активности оппонентов правящая партия будет стремиться провести закон до конца этого года. Естественно поэтому ожидать, что, как обычно, «широчайшее всенародное обсуждение» проектов «Стандартов» и закона об образовании будет проведено во время летних отпусков, а на осенней сессии «Единая Россия» в вечно едином порыве примет закон. Деградация национальной системы образования ускорится на вполне законных основаниях┘
Но есть и другой сценарий. Все-таки следует соблюдать элементарные приличия. Поэтому проект закона об образовании должен быть опубликован, широко и серьезно обсужден. Необходимы и подлинно независимые экспертные комиссии. В Год учителя естественно обсудить и закон, и стратегию развития на съезде учителей.
Более того, провозглашенная президентом политика модернизации страны требует широкой программы действий, а следовательно, и новых законов об образовании, науке, культуре, которые естественно рассматривать в едином пакете. Решающую роль при этом должны играть профессионалы. Будущее России – дело слишком серьезное, чтобы его можно было доверять чиновникам, квазиполитикам и псевдоэкономистам.