На днях президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин вместе с профильными министрами предприняли попытку проанализировать подготовленный правительством проект новой государственной программы вооружений, рассчитанной до 2020 года (ГПВ-2020). Между тем согласно утвержденному более года назад Владимиром Путиным «Плану деятельности правительства на 2009–2010 годы» проект ГПВ-2020 должен был быть разработан и утвержден еще к марту с.г. Однако, судя по выступлению на совещании в Горках главы государства, утверждение данного документа состоится только в конце 2010 года.
Неспешность в принятии крайне важного для армии и флота документа вполне объяснима. В условиях продолжающегося мирового кризиса «окончательно определиться с объемами финансирования, которые необходимы для оснащения Вооруженных сил и правоохранительных органов современным вооружением, военной и специальной техникой (цитата президента. – «НГ»)», видимо, очень сложно.
Но основные параметры ГПВ-2020 президент все же задал. «К 2015 году доля современного вооружения в частях и соединениях должна достичь как минимум 30%┘ При этом важно устранить дисбаланс между затратами на содержание и оснащение. В перспективе такой расклад должен быть где-то 30% на 70% соответственно». Заметим, что Дмитрий Медведев не уточнил, к какому сроку необходимо выйти на такое соотношение содержания и оснащения армии. И это тоже понятно. В отличие от разработанных в прошлом планов здесь уже имеется конкретика, определенная Советом безопасности, но она, что называется, так и осталась на бумаге. Как отметил в своем заключении на проект военного бюджета-2010 комитет Госдумы по обороне, «динамика изменения структуры расходов на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных сил не соответствует решению Совета безопасности РФ выйти к 2011 году на соотношение 50:50 и к 2015 году на 30:70 в пользу технического оснащения». Депутаты также озабочены тем, что в бюджете на 2010 год «расходы на техническое оснащение Вооруженных сил сокращены по отношению к предыдущему году на 10%». Сейчас в бюджете-2010 доля расходов на техническое оснащение в расходах Минобороны составляет около 44,8% (в 2009 году эта цифра соответствовала 47,35%, в 2008 году – 44,3%).
Вряд ли президент и правительство в своих планах создания новой ГПВ-2020 намерены строить «потемкинские деревни». Однако некоторые округлые, приблизительные формулировки и тезисы, открыто озвученные Дмитрием Медведевым на совещании в Горках, настораживают. Президент так и не сказал, какие конкретно объемы от валового внутреннего продукта (ВВП) должны быть затрачены на ГПВ-2020. «Правительственный прогноз позволяет рассчитывать на достаточно устойчивый рост валового внутреннего продукта. Мы исходим из того, что это может быть от 3 до 6% в год. Если этот прогноз будет подтвержден текущей жизнью, будет подтвержден экономическими реалиями, тогда государство сможет финансировать военную организацию в заданных размерах от ВВП».
Что это такое «заданные размеры от ВВП»? Значит ли это, что расходы военного бюджета, как сейчас, будут в пределах 2,9% от ВВП? Или же речь идет об иных (большие или меньшие) параметрах? Конкретный ответ на данный вопрос руководство страны, к сожалению, до сих пор не сформировало. Но ждать осталось немного – к осени в проекте бюджета-2011 эти параметры должны быть четко определены.
Правда, настораживает, что президент, дав установку на изменения структуры бюджета в пользу увеличения расходов на оснащение войск, косвенно дает понять, что урезание социальных и других программ, связанных с человеческим фактором, в армии и на флоте будет продолжено. Заморозка массового перевода войск на контрактную службу, сокращение в частях офицерской прослойки, ликвидация должностей прапорщиков, урезание расходов на пенсии отставникам, на военное здравоохранение, отмена льгот и т.п. – есть большая вероятность, что это, увы, мы увидим в еще больших, чем сейчас, масштабах.
Беспокоит и то, что, задав конкретные параметры обновления вооружения в армии, президент так и не озвучил даже приблизительных финансовых расходов в ГПВ-2020, не говоря уже об их постатейной структуре. Нет анализа того, как выполнялись предыдущие госпрограммы вооружений. А ведь ни одна из них за всю постсоветскую историю полностью так и не была выполнена. И это невыполнение связано именно с отсутствием должного их финансирования. Напланировать можно много. Но где взять деньги, технические, материальные и людские ресурсы для реализации этих планов? Вот вопрос вопросов, который должен, думается, волновать руководство страны.