МИД РФ – это и так специфическое ведомство, по традиции плотно контактирующее со спецслужбами страны. Но теперь оно, похоже, планирует резко повысить свою «силовую» составляющую. Как стало известно «НГ», в МИДе подготовлен проект указа президента, дающий как всему министерству, так и его представителям – послам, временным поверенным, консулам, серьезные разведывательные и даже контрразведывательные полномочия. Например, по борьбе с терроризмом или по обеспечению безопасности посольств.
Внешнеполитическое ведомство России недаром считается фактически силовым ведомством, и поэтому в перечне органов исполнительной власти значится, как говорится, «со звездочкой». Символ «*» означает: данная организация подчиняется президенту страны, а ее руководитель назначается им лично. Среди таких особых ведомств кроме МИДа значатся Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС и др. Однако теперь МИД, судя по всему, может стать по-настоящему силовой структурой. Как стало известно «НГ», дипломатами уже подготовлен проект указа Дмитрия Медведева о внесении серьезных изменений в Положение о МИД РФ. Сейчас в нем не слишком конкретно написано, что в качестве своих основных задач оно, в частности, должно обеспечивать защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны и прочих ее интересов, а также прав, свобод и интересов российских граждан и юрлиц. Причем специально подчеркнуто, что делать это нужно «дипломатическими и международно-правовыми средствами».
А вот что предполагается записать в этом положении, согласно проекту указа президента, имеющемуся в распоряжении «НГ». Нынешние пункты в документе остаются, но как раз между ними появляется и новый. В задачи МИДа теперь входит и «обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности российских граждан, учреждений и объектов за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма». Соответственно меняются и полномочия. И если сейчас МИДу предписано в пределах своей компетенции координировать и контролировать работу заграничных представительств различных органов исполнительной власти – понятно, каких – таких же специфических, как и оно само, то теперь ему можно будет действовать с ними на равных. Планируется вручить МИДу и просто чисто разведывательные функции. Скажем, дипломатам надо будет отслеживать «назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах», руководить в случае чего кризисными штабами, если, конечно, придется бороться с какими-то враждебными России акциями или по меньшей мере с чрезвычайными ситуациями. МИДу поручается и снабжать информационно-аналитической информацией ситуационные центры президента и правительства, а также обеспечивать информационную безопасность не только российских посольств за рубежом, но и центрального аппарата МИДа и его внутрироссийских подразделений. Ну и, конечно, с мидовцев никто не снимает задачи по обеспечению безопасности очутившихся в опасной загранице российских граждан и поддержанию с ними устойчивой связи.
Меняются и обязанности послов России. Именно они теперь станут руководить кризисными штабами в случае обострения обстановки, а в мирное время среди прочего должны будут обеспечивать защиту имеющихся у них государственных тайн. Посол получает право принимать решения о том, какие окончательные меры нужны для сохранения жизни и здоровья граждан и российского имущества. В консульствах РФ и постоянных представительствах России за рубежом будут создаваться филиалы таких кризисных штабов. А чтобы вся эта серьезная работа не была пущена на самотек, в структуре МИД РФ создается дополнительный – 41-й – департамент.
Создавать дополнительные структуры для сбора информации – «глупо, дорого, и это компрометирует МИД», считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Получается, что наши дипломаты публично занимаются сбором разведывательной информации. Тут уже есть нестыковка. Для того чтобы реально отслеживать ситуацию, можно сделать совсем по-другому или уж, во всяком случае, это публично не объявлять».
В МИДе на просьбу «НГ» прокомментировать документ порекомендовали выслать письменный запрос. Сообщив заодно, что двое специалистов, обладающих полномочиями на него ответить, как раз сейчас находятся в командировке.