В Ярославле 27 мая состоится очередное заседание российско-американской комиссии Макфолл–Сурков. Помимо прочего там будет обсуждаться положение заключенных в наших тюрьмах. А сегодня в Думе пройдет второе чтение поправок к закону об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах заключения. Некоторые из них такой контроль если не ликвидируют окончательно, то сильно затруднят, считают правозащитники.
На сегодняшнем заседании Госдумы пройдет второе чтение законопроекта о внесении изменений и дополнений в различные законодательные акты, необходимые для эффективного исполнения Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
В начале этого года, как уже писала «НГ», его внесли авторитетные думцы: председатели комитетов по конституционному законодательству Владимир Плигин, по безопасности – Владимир Васильев, по делам общественных объединений – Сергей Попов и по законодательству – Павел Крашенинников.
Месяц назад прошло первое чтение, в ходе которого никакой дискуссии не было. Видимо, потому, что в законопроекте действительно решались некоторые важные для правозащитников проблемы. Например, предлагается штрафовать тех должностных лиц, которые препятствуют работе Общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Эти комиссии, в соответствии с законом об общественном контроле, и есть основная форма контроля со стороны гражданского общества за пенитенциарной системой страны. Кроме того, в законопроекте предполагается защитить ОНК с помощью прокуратуры, в полномочия которой теперь записывается и обязанность надзирать за тем, как правоохранительные органы взаимодействуют с общественниками.
Однако ко второму чтению выяснилось, что не все в законопроекте хорошо. Например, в нем появилась норма, что члены ОНК могут беседовать с заключенными «по вопросам обеспечения их прав» только в таких условиях, чтобы сотрудники исправительного заведения могли их видеть и обязательно слышать. Понятно, что делается это для того, чтобы через общественников на волю не передавалась никакая информация. Однако председатель движения «За права человека» Лев Пономарев по этому поводу высказался категорически: «Это очень вредное предложение, которое фактически ликвидирует всю систему общественного контроля». Потому что, подчеркнул он, никто не будет жаловаться на плохие условия, зная, что тюремная администрация все его жалобы слышит.
Более того, сказал Пономарев «НГ», «зэки сейчас до того запуганы, что не беседуют откровенно даже с самим директором Федеральной службы исполнения наказаний Александром Реймером». По его словам, уже были случаи, когда заключенный, подвергшийся пыткам, главе ФСИН ничего о них не говорил, хотя в данном случае никто из посторонних их точно не слышал. «А все потому, что любой зэк понимает: Реймер приехал и уехал, а он останется в колонии, и администрация в ней тоже останется». Дело дошло до того, отметил Пономарев, что эту проблему признали теперь даже высокопоставленные сотрудники ФСИН. И они сейчас думают вместе с правозащитниками, как все-таки отладить систему поступления из мест заключения объективной информации, чтобы и дальше проводить их чистку от садистов и просто недобросовестных сотрудников.
В беседе с корреспондентом «НГ» Пономарев заявил, что обсуждаемые сегодня в ГД поправки – «это подарок силовиков к заседанию комиссии Макфолл–Сурков, на которой 27 мая в Ярославле как раз и будет рассматриваться ситуация в российских тюрьмах». Возмущенный правозащитник попросил корреспондента: «Напишите, что Пономарев обещал, что эти поправки станут центральной темой обсуждения».
Негодование его вызвало и еще одно незначительное на вид изменение: в одном из законов, связанных с пенитенциарной системой, убрали фразу о том, что общественные организации могут контролировать содержание заключенных. Сделано это было потому, что в том же законе теперь прописаны ОНК. Видимо, законодатель решил, что этого достаточно. Но Пономарев подчеркнул, что «никто не может отнять у нас права заниматься правами человека, содержащегося в заключении, что бы там ни было написано». Он заявил, что правозащитники будут направлять своих представителей в ОНК еще более активно, чтобы наконец «вытеснить из них ветеранов уголовно-исполнительной системы, которые больше помогают администрациям колоний замалчивать проблемы, чем самим зэкам».
Стоит отметить, что и Общественная палата РФ, в полномочия которой как раз и отнесено формирование в стране системы ОНК, была недовольна нынешними поправками. К примеру, ОП в своем заключении потребовала, чтобы беседы общественников с заключенными проходили в пределах видимости, но никак не слышимости. Кроме того, ОП предложила более четкую формулировку о прокурорском надзоре. Любопытно, что комитет ГД по безопасности, дорабатывавший законопроект ко второму чтению, не просто не услышал мнения ОП: текст ее заключения, направленный на Охотный Ряд уже в середине марта, вчера еще так и не был размещен в думской законодательной базе. В ней оказалось невозможно найти и таблицу тех поправок, которые профильный комитет рекомендует ГД не принимать. А ведь в этом списке, судя по всему, как раз и могла быть отражена, скажем, такая претензия: не могут быть одинаковыми – от 500 до 1000 рублей – штрафы и должностным лицам за воспрепятствование работе общественникам, и им самим за какие-то нарушения.