В минувшую среду президент России Дмитрий Медведев провел в Кремле заседание совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, которое было посвящено проблемам Северного Кавказа. В заседании приняли участие первый заместитель главы администрации президента РФ Владислав Сурков, вице-премьер и полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, представители Общественной палаты и общественных организаций Северного Кавказа.
Стоит заметить, что в ходе заседания были сделаны несколько заявлений, на которые глава государства обратил особое внимание, призвав участников встречи быть аккуратнее в терминологии.
Например, один из дагестанских правозащитников высказался в том ключе, что ситуация в Дагестане отличается от ситуации в России. На что быстро отреагировал Дмитрий Медведев, подчеркнувший, что нельзя противопоставлять Россию и Дагестан. Глава государства также обратился к представителям общественных организаций с требованием не противопоставлять друг другу руководителей северокавказских регионов, подчеркнув, что ни к чему хорошему это не приведет.
"Задача центральной федеральной власти искать максимальные способы удержать единство страны, всячески препятствовать центробежным тенденциям, то есть стремлению в той или иной степени подчеркнуть своеобразие того или иного региона так, чтобы противопоставить его всей остальной Российской Федерации", - приводит в этой связи "Правда.Ру" мнение заведующего кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков.
"Когда предпринимаются попытки судить о положении дел в том или ином субъекте федерации с точки зрения абсолютной уникальности этого субъекта, то конечно же, президент призван и обязан видеть общее и, прежде всего, стараться определить общие условия нашего существования. Конечно, не отрицая региональной специфики", - подчеркнул политолог.
"То, что мы разные - это всем очевидно. А то, что мы живем в одной стране - это должно выступать нашим общим приоритетом во всех случаях, тем более в тех, когда мы обсуждаем защиту прав человека. Вот уж что является "общей рамкой". Потому что если мы начнем трактовать права человека в зависимости от региона, то сама концепция окажется неприменимой", - заметил Леонид Поляков.
"Представители некоторых местных северокавказских общественных организаций с одной стороны, и, с другой, некоторых структур гражданского общества на федеральном уровне очень часто выступают с такими заявлениями, из которых следует, что Кавказ живёт своей особенной жизнью и не вписывается в российское политическое, социальное пространство", - сказала, в свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко.
"Этот подход в корне неверный, поскольку при всей специфичности, исторических традиций развития этой территории, её следует рассматривать исключительно как неотъемлемую часть Российской Федерации - все проекты развития северокавказского региона должны исходить именно из этого", - подчеркнула она.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, также принимавшая участие во встрече, говоря о ситуации на Северном Кавказе, употребила термина "партизанская война". В ответ Дмитрий Медведев заявил, что не приемлет такой тезис по отношению к боевикам и террористам. Происходящее на Кавказе - не партизанская война, подчеркнул глава государства: " К сожалению, зачастую этим грешат наши коллеги, которые занимаются правозащитной активностью на Западе, но, мне кажется, мы-то уж должны быть более корректны в этих терминах. Это не партизанская война".
Некорректное употребление термина "партизанская война" отметил и вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб. "Партизанская война ведется на оккупированной территории, - сказал Владислав Гриб. - Россия сама себя не может оккупировать. Это единый народ. Идет война бандитов с правоохранительными органами".
"Слово "партизан" еще с войны 1812 года несет в России определенную смысловую нагрузку - это герой, противостоящий вражеской армии. Что, мы этих бандитов и головорезов на Северном Кавказе, убивающих всех подряд, будем называть партизанами? С какой целью это делается? Правильно делает президент, что обращает внимание на такие, казалось бы, "мелочи". Это очень важно", - сказал, в свою очередь, Леонид Поляков.
Дмитрий Медведев также не согласился с фразой председателя совета по правам человека Эллы Памфиловой о том, что суды на Северном Кавказе "полностью дискредитировали себя". "Я категорически против таких фраз, потому что за этим - развал правовой системы и абсолютное неуважение к суду", - подчеркнул президент, призвав быть максимально корректными в подобных оценках.
"Судебная система Северного Кавказа - это часть российской судебной системы, где есть люди, добросовестно выполняющие свой долг, а есть и коррупционеры. Поэтому выделять как-то суды этого региона мне кажется искусственным", - отметил в этой связи глава Московского бюро по правам человека Александр Брод.
"Судопроизводство на Северном Кавказе также нуждается в реформировании, как и во всех других регионах. И повышение профессионализма судей, и общественный контроль за их деятельностью, и судебная реформа должна осуществляться более активно. Но мне кажется не стоит в целом подрывать доверие судебной власти и опираться только на решение Страсбургского суда по правам человека: дела там рассматриваются медленно и, как показало недавнее решение относительно Кононова, не всегда действуют беспристрастно, а иногда там политика превалирует над правом", - подчеркнул правозащитник.