Голодовка пока не мешает работать Михаилу Ходорковскому.
Фото Reuters
Вчера адвокаты экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева заявили отвод судье Виктору Данилкину. А накануне Ходорковский объявил голодовку, добиваясь реакции президента Дмитрия Медведева на происходящее в Хамовническом суде. Напомним, незадолго до этого фигурантам дела ЮКОСа был продлен арест – вопреки закону, который предписывает отказ от ареста для обвиняемых по экономическим преступлениям. Эксперты «НГ» считают оба шага – голодовку и отвод судье – попыткой Ходорковского вызвать определенную реакцию главы государства на процесс.
Обращение Ходорковского к главе Верховного суда Вячеславу Лебедеву со словами о голодовке появилось на интернет-странице пресс-центра обвиняемого вчера утром. Как сообщил «НГ» руководитель сайта Максим Дбар, решение принято обвиняемым в понедельник.
Михаил Ходорковский считает принципиально важным, чтобы президент «точно знал, как применяется, или, точнее, саботируется назначенными им чиновниками принятый всего месяц назад по его инициативе закон». Обращаясь к Лебедеву, Ходорковский обозначил сроки голодовки: «До получения мной подтверждения, что Д.А.Медведев получил от вас либо иного равного компетентного лица исчерпывающую информацию о создаваемой «правонеприменительной» практике в отношении ст.108 УПК РФ в редакции ФЗ-60 от 07.04.2010 г.». «Если президент согласится, – добавил Ходорковский, – что внесенные им, принятые Федеральным собранием РФ и подписанные им законы могут не исполняться судейскими и иными чиновниками по их собственному усмотрению, я смирюсь на этом этапе с моей конкретной ситуацией».
Ходорковский понимает, что сам он останется в заключении, даже если суд не продлит его ареста. Однако он озабочен, по словам адвокатов, судьбой тех бизнесменов, для которых случай с ним станет неприятным прецедентом.
Вчера же в ходе заседания Владимир Краснов, адвокат Платона Лебедева, заявил ходатайство об отводе судьи, председательствующего на процессе, – в связи с вынесенным им решением о продлении срока ареста обвиняемого: «Вам, ваша честь, удалось вынести решение, девственно чистое от любых правовых норм. Логичным было бы вам заявить самоотвод». Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант поддержал это ходатайство: «Ваша честь, у вас не было доказательств, что это люди без определенного места жительства с неустановленной личностью, то, что они пытались скрыться, а других оснований для ареста статья 108 УПК не предполагает».
В пресс-службе Верховного суда «НГ» поначалу ответили, что его председатель с посланием Ходорковского ознакомлен, однако говорить о нем не имеет права, поскольку идет процесс: «Мы можем оказаться инстанцией, которая рассматривает аналогичные иски». Однако чуть позже сам Лебедев сообщил журналистам: «Я должен сам ознакомиться с тем, что произошло, заявление есть, я его пока не читал. Мой взгляд и мое решение будут до вас доведены».
Корреспондент поинтересовалась у Максима Дбара: как именно Ходорковский узнает о том, что президент уже в курсе ситуации с продлением ареста? «Мы думаем, что сообщения об этом появятся в прессе. Точно так же, как сегодня появилась в СМИ информация о готовности Лебедева комментировать случившееся на процессе».
Кстати, участники сегодняшнего заседания президентского Совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека, опрошенные «НГ», сообщили, что не готовы говорить на тему голодовки Ходорковского с главой государства. Правозащитники не хотят отвлекать внимание президента от проблем терроризма на Северном Кавказе, которые окажутся в центре разговора.
«Логичным» называет шаг Ходорковского член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «До того, как произойдет ЧП – как это было с Магнитским и Трифоновой, Ходорковский хочет привлечь внимание президента и заставить его высказаться не вообще, а по какому-то конкретному поводу. Коль скоро глава государства делает правильные заявления относительно того, что против бизнеса не надо использовать чрезмерно какие-то жестокие меры...» Эксперт напомнил, что по второму делу Ходорковского «Медведев пока сделал только ничего не значащее общее заявление»: «Экс-глава ЮКОСа явно хочет заставить Медведева высказаться конкретно, продемонстрировать свою позицию, привлечь его внимание. А заодно привлечь к ситуации и внимание Запада, который внимательно следит за хорошими заявлениями Медведева, но не видит за ними реальных дел и реальных решений. Это задача капитализировать весь имеющийся потенциал, который содержится в высказываниях Медведева, но не отражается на судебной практике».
Результатом истории с голодовкой и обращением в Верховный суд, пояснил эксперт, «может стать либо четкое обозначение Медведевым своей позиции в этом конкретном случае»: «Либо оно поможет Ходорковскому и Лебедеву, либо продемонстрирует, что Медведев готов заявлять о хороших вещах, но в данном конкретном случае его позиция ничем не отличается от того, что было раньше. Это внесет ясность в развитие ситуации».