Дмитрию Медведеву ближе темы, которые он курировал в статусе первого вице-премьера.
Фото Reuters
Приоритетные темы для главы государства Дмитрия Медведева – борьба с коррупцией, национальные проекты, спорт. Об этом свидетельствует деятельность президентских советов. Их всего 12. Но регулярно созываются меньше половины. Некоторые до сих пор не активированы. К примеру, Совет по развитию местного самоуправления. Его возглавляет президент, а председатель президиума этой структуры – премьер-министр Владимир Путин. Эксперты «НГ» объясняют проблему политической конкуренцией между первыми лицами.
Большинство президентских советов было создано в 2008 году после вступления Дмитрия Медведева в должность президента. Рекордсменами по частоте проведения заседаний можно считать президентские советы по нацпроектам, спорту и противодействию коррупции.
За последние два года они собирались каждый по три раза подряд. И это неудивительно: нацпроекты близки Медведеву еще со времен его работы первым вице-премьером. Коррупции Медведев дал бой во время своей избирательной кампании 2008 года. А повышенного внимания к проблемам спорта требует Олимпиада 2014 года, подготовка к которой идет пока не слишком успешно. Еще одна полюбившаяся президенту тема – общение с правозащитниками и информатизация. Президентский Совет по развитию информационного общества заседал дважды.
Остальные советы не проявляют особой информационной активности. А некоторые даже не активированы. В их числе – Совет по развитию местного самоуправления. Он был образован в августе 2008 года. Состав совета – один из самых представительных. Председательствует в нем сам президент Медведев, а главой президиума записан премьер-министр Владимир Путин. Числятся в перечне и высокопоставленные чиновники правительства: вице-премьер Сергей Собянин, вице-премьер Дмитрий Козак (правда, на сайте президента его должность не обновлена, он записан как министр регионального развития), глава администрации президента Сергей Нарышкин. В совет также входят ведущие региональные начальники: губернатор Московской области Борис Громов и глава Новгородской области Сергей Митин. Записаны туда и, фигурально выражаясь, «мертвые души», то есть главы регионов, покинувшие свои посты и поменявшие род занятий. В их числе экс-губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который сейчас занимает должность вице-премьера и полпреда по Северо-Кавказскому ФО, и бывший губернатор Свердловской области Эдуард Россель, в настоящий момент заседающий в Совете Федерации.
Совет по местному самоуправлению с момента своего создания, без малого два года назад, не собирался ни разу. Хотя поводов для этого было предостаточно. В своем первом Послании Медведев выступил с инициативой расширить полномочия муниципальных депутатов, наделив их правом отзывать мэров. Летом прошлого года из-за экономического кризиса обострилась проблема с моногородами. Однако эта тема осталась за рамками совета. Во втором Послании Медведев поручил устроить широкую дискуссию по поводу введения на муниципальных выборах партийной системы с тем, чтобы повысить роль партий на местном уровне. Эта тема получила развитие на январском Госсовете, посвященном развитию политической системы в России. По ее итогам глава государства поручил своей администрации и полпредам собрать предложения партий на тему совершенствования политической системы на муниципальном уровне. Итогом этой работы стала разработка концепции законопроекта о введении смешанной системы на выборах в муниципалитетах.
Между тем организацией общественной дискуссии и сбором предложений на эту тему вполне мог бы заняться президентский совет. Для этого он наделен достаточным числом полномочий. Он «является совещательным органом при президенте, созданным в целях совершенствования государственной политики в области местного самоуправления», – говорится в положении о совете. Он должен заниматься подготовкой предложений по осуществлению государственной политики на муниципальном уровне, обеспечивать взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Еще одна важная задача этой структуры: ей предписано рассматривать проекты федеральных законов, имеющих отношение к местному самоуправлению.
Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров отмечает, что в 2008 году Медведев переформатировал президентские советы, которые достались ему в наследство от Путина. Собеседник «НГ» напоминает, что Совет по местному самоуправлению при Путине был весьма эффективной, реально действующей структурой. Под председательством президента Медведева за последние два года совет не созывался ни разу. Однако Путин проводил не одно заседание президиума этой структуры. Такой политический расклад Петров объясняет так: «У Путина было и остается его одеяло, а Медведев, став главой государства, получил лишь его кусочек. Реальное взаимодействие с губернаторами и мэрами до сих пор осуществляет Путин». Медведев, по словам эксперта, продолжает работу в тех тематических рамках, которые курировал, когда был вице-премьером: строительство, здравоохранение, образование и т.д. «А если возникают реальные проблемы, Медведев отправляет регионалов и муниципиев к Путину, у которого имеются ресурсы для решения их проблем и который реально представляет Центр в общении с ними», – рассудил эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он объясняет, что местное самоуправление – это фактор власти, которому в рамках конкурентной политической борьбы нельзя не уделять внимания: «Однако у нас в конкурентной борьбе участвует только премьер, президент в ней не замечен».