Георгий Боос готов побороться за свою свободную зону с таможенниками.
Фото с сайта правительства Калининградской области
Калининградская область удостоилась вчера в Госдуме парламентских слушаний. Депутаты обсудили нынешнее состояние этого региона и выработали примерный список мер, которые помогут решить многие проблемы эксклава. На Охотный Ряд прибыла практически вся калининградская администрация во главе с губернатором Георгием Боосом. А вот от федеральных ведомств, специально приглашенных в Думу, ни один ответственный представитель так и не прибыл. Между тем именно от действий некоторых федеральных структур, в частности таможни, этот отделенный от остальной России субъект РФ и страдает. «Единая Россия» пообещала защитить Калининград от произвола чиновников.
Партия явно уделяет серьезное внимание ситуации в Калининграде, сильно пострадавшем от экономического кризиса.
В марте в регионе побывала представительная делегация Госдумы во главе со спикером Борисом Грызловым. А вчера на Охотном Ряду прошли парламентские слушания. Их собрал комитет ГД по экономической политике, председатель которого Евгений Федоров является депутатом от эксклава. Вел мероприятие первый вице-спикер Олег Морозов. На фоне такого почета и уважения странным оказалось отсутствие всех приглашенных на слушания федеральных чиновников. Первый зампред комитета ГД по промышленности единоросс Валерий Драганов намекнул: таможенники, мол, больше заботятся о своем кошельке, чем о развитии оторванного от России региона.
Напомним, кстати, что именно в Калининграде в конце января произошел первый по-настоящему массовый митинг против политики правительства. Вчера из выступления Бооса стало понятно, что в обострении политической ситуации действительно немалая вина лежит и на некоторых федеральных ведомствах, деятельность которых привела к усилению социальной напряженности. В первых рядах этих «вредителей» оказалось такое вроде бы совершенно неполитическое ведомство, как Федеральная таможенная служба. Причем отличилась вся ее цепочка – от центрального руководства, через филиал в Северо-Западном федеральном округе, до калининградского подразделения. Например, известный всей стране региональный оппозиционер – лидер движения «Справедливость» Константин Дорошок, по его признанию, и пошел этой дорогой только благодаря Калининградской таможне, которая насчитала этому автоперегонщику-частнику платежей как юридическому лицу, причем задним числом. Оппозиционер, кстати, полностью поддержал губернатора, отметив, что «он все сказал правильно». Хотя и напомнив при этом, что до митингов протеста власти обращали на все такого рода факты очень мало внимания.
Георгий Боос вчера предложил, чтобы Калининградская таможня была выведена из-под начала управления ФСТ по СЗФО и подчинялась напрямую Москве. А министр экономики региона Александра Смирнова сообщила, что себестоимость продукции калининградских предприятий на 20–25% выше, чем в Польше или Прибалтике. И большую часть этого превышения создают «легальные административные барьеры».
Губернатор, кстати, выглядит явно готовым к любой борьбе. Недаром авторитетный думский источник заявил вчера «НГ», что глава калининградской таможни генерал-майор Александр Чабаев, судя по всему, дорабатывает последние дни. «Кадровый вопрос будет решен в течение ближайших двух-трех недель». А вообще-то итоги вчерашнего визита Бооса в Москву, похоже, были весьма неплохими. В ЕР уже пошли рассуждения о том, что Боос, чьи полномочия заканчиваются в сентябре, может претендовать и на следующий срок. Сам он этого тоже не отрицает, указывая, впрочем, что все будет зависеть от решений президента, партии и, конечно, желания самих калининградцев.
Глава комитета ГД по экономической политике Евгений Федоров вчера пригрозил «некоторым чиновникам» ответственностью – вплоть до уголовной – за создание препятствий развитию Калининграда. По его мнению, заниматься таким делом – это все равно что «противодействовать политике модернизации страны, объявленной президентом, или реализации Стратегии-2020, или планам по созданию в России международного финансового центра, или всем остальным национальным проектам». Федоров заявил, что Калининград – это лицо России перед Европой, и развитие этого региона должно было показать, что наша экономика может на равных конкурировать с самыми развитыми странами. А кроме того, отметил он, данный субъект – это, по сути, полигон инноваций, потому что там как раз и развиваются те отрасли, которые двигают президент и премьер. Так что депутат предупредил нерадивых руководителей федеральных ведомств, что их саботаж может стать предметом парламентского расследования и даже обращения в Генеральную прокуратуру.
Директор по макроэкономическим проблемам Высшей школы экономики Сергей Алексашенко разделяет пафос доклада Георгия Бооса и комментария депутата: «Я считаю, что у нас административные барьеры являются препятствием не только для развития свободы экономических зон, но и для любой экономической деятельности. Административные барьеры плюс коррупция и неработающая судебная система... Поэтому здесь трудно что-либо возразить, об этом все говорят достаточно давно». Не только в Калининграде существует эта проблема, отметил собеседник «НГ»: «По всей стране это проявляется достаточно ярко – и в Москве, и в других регионах, и где угодно. Можно отстроить индексы коррупционности там, где административные барьеры выше, но я не знаю ни одного региона, где бы они отсутствовали».
Сергей Алексашенко называет и главный порок отечественной экономической системы, непреодолимый в условиях непомерных административных барьеров: «Перестал рождаться бизнес. Посмотрите – вы не сможете назвать и двух десятков крупных компаний, которые возникли бы за последние 20 лет. Вот это и есть главный симптом упадка». По мнению эксперта, нелепо говорить в этих условиях об инвестициях или тем более какой-то модернизации.
Проблема заключается в общефискальной ориентированности российских властей, утверждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Российская бюрократия принципиально не рассматривает возможности развития. Ведь для них нужны инвестиции. И, значит, эти деньги украсть нельзя. У нас абсолютно фискальная логика: любое увеличение расходов государства – гибельно. Любое сокращение доходов государства – это тоже гибельно. А для того, чтобы что-то развивать, например в Калининградской области, нужно предоставлять льготы или осуществлять инвестиции – хотя бы в инфраструктуры». Свободная экономическая зона, напоминает эксперт, – территория, которая платит значительно меньше налогов: «А как платить меньше налогов, когда у нас абсолютно фискальная идеология? В нормальных странах начиная с Китая люди говорят: мы берем меньше налогов сегодня, и разовьется бизнес, и предприниматель по пониженным ставкам будет нам платить больше налогов завтра. Но это логика развития. Не логика чиновника».