Дополнительных должностей полпредам не предложат.
Фото РИА Новости
Дмитрий Медведев отметил десятилетний юбилей создания в России федеральных округов встречей с представителями президента в регионах. Глава государства пообещал дальнейшее совершенствование этого института власти. И поставил перед полпредами новый ориентир – модернизация страны. Между тем эксперты «НГ» разошлись во мнениях о будущих направлениях работы полпредов.
Федеральные округа постановил создать президент Владимир Путин 13 мая 2000 года. Десять лет спустя уже президент Дмитрий Медведев заявил в субботу на встрече с полпредами главы государства в восьми федеральных округах о том, что этот институт власти свое существование полностью оправдывает. Он напомнил, что самая первая задача, которая была поставлена перед полпредами, – приведение в порядок всего нормативного поля страны, прекращения, по сути дела, конфликта федеральных и региональных законов, – успешно выполнена. Отметил Медведев, что и уже его поручение – контроль за состоянием экономики курируемых регионов в ходе кризиса – полпреды также исполнили хорошо. Президент подчеркнул, что обе задачи по-прежнему должны оставаться в поле зрения полпредов, но одновременно озадачил их и новым направлением. «Полномочные представители должны принимать участие и во всех мероприятиях, связанных с современной повесткой дня, с технологическим развитием нашей страны, участвовать в организации работы по реализации президентских приоритетов – в частности, приоритетов технологического развития нашей экономики». То есть президент нацелил полпредов на продвижение объявленной им модернизации.
При этом ничего не было сказано – по крайней мере в открытой части этой встречи – о том, а какими же полномочиями для этого должны обладать восемь президентских надзирателей и контролеров. По данным «НГ», после создания восьмого федерального округа – Северо-Кавказского – и наделения Александра Хлопонина положением зампреда правительства РФ остальные полпреды сильно забеспокоились. Они стали лоббировать для себя какие-то дополнительные должности, пусть и не связанные с непосредственной работой в составе кабинета министров. А просто для утяжеления своего статуса, тем более что закон ныне позволяет такого рода совмещения. Да что и говорить, если список участников субботней встречи у президента начинается именно с Хлопонина, хотя ни по алфавитному принципу, ни по принципу старшинства производства в чин так быть не должно. Ясно, что основную роль здесь сыграло короткое слово «вице-премьер». Впрочем, источник, близкий к администрации президента, в ответ на вопросы корреспондента «НГ» о том, как дальше будет совершенствоваться институт полпредов и добавят ли представителям президента правительственных функций по аналогии с Александром Хлопониным, заявил, что такой вариант развития событий исключен.
Любопытно, кстати, что Медведев сам говорит об окончании работы по приведению всего правового поля страны к единым стандартам. То же самое – главные проблемы здесь уже все решены – подчеркивается и в итоговых докладах Минюста и Генеральной прокуратуры за 2009 год, о которых уже писала «НГ». Но о будущем полпредов президент высказывается туманно. Поэтому неудивительно, что эксперты «НГ» разошлись во мнениях по поводу перспектив этого властного института.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко пессимистично оценивает его дальнейшую судьбу: «После того как полпреды выполнили задачу по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, смысл дальнейшего существования этого института был исчерпан». Эксперт замечает, что интересный эксперимент был поставлен с назначением Александра Хлопонина одновременно полпредом и вице-премьером Северо-Кавказского федерального округа. Однако вряд ли удастся распространить эту практику на другие полпредства. А вот замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский уверен, что от полпредств вряд ли будут отказываться: «Они могут и будут приобретать новые функции». На взгляд эксперта, теперь полпредства, возможно, начнут играть большую роль в координации экономического развития территорий, межрегионального и отраслевого сотрудничества: «Я бы рассматривал это как один из основных вариантов их дальнейшей эволюции».