Депутаты подкорректируют законопроекты главы государства без лишнего шума.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
На этой неделе Госдума начнет работу над последним «политическим» законопроектом президента из перечисленных в его Послании парламенту. Партиям предоставят равные гарантии в агитационной деятельности. Исправно принимает ГД и другие оперативно вносимые Медведевым проекты. Однако случается и так, что они не могут нормально применяться. Между тем, как уже писала «НГ», депутатам править президента запрещено. Поэтому «Единая Россия» все время ищет способы приспособиться к таким условиям. Например, в конце прошлой недели были внесены два законопроекта – своего рода «заплатки» к медведевским инициативам.
В среду, 19 мая, депутаты планируют одобрить в первом чтении президентский законопроект о равных гарантиях всем партиям в агитационной деятельности.
Все они должны иметь право получать от государства и местного самоуправления помещения для проведения собраний и встреч с избирателями. Причем, настаивает Дмитрий Медведев, если какая-то партия в ходе избирательной кампании воспользовалась тем или иным залом или офисом, то остальные могут требовать их же. В том случае, конечно, если это помещение находится полностью или частично в федеральной, региональной или муниципальной собственности. До конца мая этот проект будет принят – и тогда депутаты могут отчитаться перед президентом: за полгода все его «политические» инициативы, предложенные в Послании 12 ноября, Думой утверждены. Более того, не забыты и другие инициативы Медведева из того же Послания.
Можно предположить, что никаких существенных изменений в этом документе ГД не сделает. Потому что, как уже писала «НГ», на Охотном Ряду явно действует жесткое указание законопроекты Медведева фактически никак не править. Причем, судя по тому, с какой четкостью это указание выполняется, можно предположить, что оно дано не только одним президентом. А видя то, какими церемониальными играми обставляется каждый случай, когда проекты главы государства все-таки приходится улучшать, можно сделать однозначный вывод: указание это исходит от тандема в целом. И, видимо, даже является одним из пунктов соглашения Медведева и премьера Владимира Путина. Напомним, что впервые президент публично огласил его 16 декабря 2008 года. Тогда он собрал в Горках руководство своей администрации и отругал его за то, что депутаты решили более четко, на их взгляд, изложить некоторые ключевые нормы законопроектов из пакета по борьбе с коррупцией. Медведев жестко потребовал: «Хотел бы, чтобы администрация вместе с нашими коллегами, депутатами, максимально внимательно подошла сейчас к этой работе, с тем чтобы все то, о чем мы договаривались и что содержалось в моих предложениях, осталось неизменным, за исключением тех позиций, по которым я отдельно договаривался с руководством Государственной Думы. Все остальное должно быть именно оставлено так, как было внесено».
И уже с начала 2009 года думцы практически оставили все попытки самостоятельного улучшения президентских законов. Высокопоставленный собеседник из ЕР заявил тогда корреспонденту «НГ»: «Принято решение, что законы президента надо вообще принимать без всяких поправок». И действительно, например, все те инициативы, которые были выдвинуты Медведевым в Послании 12 ноября 2009 года, проходили лишь со стилистическими правками – где-то запятая поставлена более правильно, где-то рассогласованные падежи подкорректированы. И все. Правда, как стало понятно почти сразу, неточности в них все же были. Поэтому в конце прошлой недели в Госдуму были внесены два законопроекта, призванные залатать те дырки, которые оставили в законодательной ткани страны инициативы президента. Скажем, он повелел обеспечить и на региональном уровне равный доступ партий к государственным СМИ. Думцы послушно его волю исполнили, закон вступил в силу буквально на днях. Но оказалось, что у властей субъектов РФ для его реализации просто нет полномочий. То есть закон мог существовать, но действовать – не мог. Поэтому в срочном порядке главы профильных комитетов ГД данное полномочие предложили прописать.
Еще пример. С середины апреля действует президентский закон о либерализации Уголовного кодекса для предпринимателей. Их, в частности, приказано не заключать под стражу в случае совершения ряда экономических преступлений, а брать с них залог. Впрочем, оказалось, что для нормального исполнения этого закона нужно изменение Уголовно-процессуального кодекса, где должно быть записано, кого же считать предпринимателем. Эту запись в ходе обсуждения инициативы Медведева, судя по всему, просто не додумались сделать. И вот теперь большая группа сенаторов и депутатов предлагает это незамедлительно осуществить. То есть метод совместного законотворчества Госдумы и президента в виде внесения к его инициативам неких «законов-заплаток» можно признать имеющим место.
Есть признаки того, что сейчас отрабатывается и еще один способ править Медведева, не привлекая к процессу внимания публики. В прошедшую пятницу ГД проголосовала в первом чтении за президентский пакет поправок в УК и УПК по рейдерству. А накануне на площадке одного из клубов ЕР общественники и эксперты язык сломали на том, чтобы доказать, что президентских предложений недостаточно, антирейдерское законодательство надо больше изменять в ширину и глубину. Источник «НГ» в аппарате партии власти признался, что на самом-то деле претензии к медведевскому тексту имеет Следственный комитет при прокуратуре РФ, но выступить с ними он не смеет. Поэтому затеяна якобы дискуссия в обществе, результаты которой потом предложат главе государства вместе с челобитной – мол, все-таки надо законопроект немного дополнить.
Заметим, что такого рода хитрая схема однажды уже использовалась. Это было, когда Медведев предложил ввести для террористов экстерриториальное судопроизводство. Оказалось, что в этом случае может быть нарушен ряд конституционных норм. Причем это прежде всего стало понятно самому президентскому окружению. Но именно единороссам, как крайним в законодательном процессе, пришлось публично засветиться в прямо-таки византийском ритуале. Сначала они вместе с администрацией президента и Минюстом долго консультировались, как же выйти из правового тупика. Ведь вернуть закон президенту было просто невозможно. Потом ожидали, когда эти структуры достучатся до главы государства. А потом уже пошли к нему и фактически выслушали от него повеление поменять в законопроекте то-то и то-то. Так в террористические процессы были введены окружные военные суды, в которых одновременно можно было и соблюсти право обвиняемых на присяжных, и обеспечить придуманную Медведевым экстерриториальность.