Руководители российских мусульманских организаций подвергли резкой критике интервью муфтия Северной Осетии Али-Хаджи (Сергея) Евтеева, опубликованное на сайте ИА REGNUM. В своей беседе с корреспондентом агентства он одобрительно высказался за создание на территории России исламского государства, назвал джихад «самым верным способом заработать себе вечное блаженство», оскорбительно отозвался о православном духовенстве, а лидеров северокавказского бандподполья, включая покойного Хаттаба, назвал своими учителями. Жесткая реакция последовала незамедлительно – в первую очередь от представителей исламского сообщества Северного Кавказа и самой Республики Алания.
В Северной Осетии, где мусульмане составляют меньшинство населения, высказывания местного муфтия вызвали шок.
«Я был очень удивлен, когда прочитал это интервью. И хочу твердо заявить – то, что было сказано муфтием, – это его личное мнение, мнение глубоко ошибочное, – заявил председатель Почетного совета Духовного управления мусульман Северной Осетии Хасанби Албегонов. – Он не может говорить от имени всех мусульман республики, его никто не уполномачивал». Г-н Албегонов подчеркнул при этом, что возглавляемый им Почетный совет ДУМ РСО, напротив, уполномочил его выразить официальную позицию мусульман республики.
В свою очередь, зампред Почетного совета ДУМ РСО Борис Моргоев отметил: «Я против высказываний Али-Хаджи Евтеева, которые прозвучали в разрез общему стремлению всех религиозных конфессий служить миру, добру, дружбе между людьми». Схожее мнение высказал житель села Чикола Хизир Химилонов, а также другие духовные лидеры республики.
Высказывания Евтеева получили резкую оценку и за пределами Северной Осетии. Одним из первых прокомментировал интервью Али-Хаджи Евтеева и муфтий Чеченской Республики Султан Мирзоев. Он заявил, что крайне возмущен позицией североосетинского коллеги и не скрывает своего разочарования. Муфтий Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края Нурбий Емиж в своем официальном заявлении подтверждает: «Мы абсолютно не согласны с тем, что он сказал о халифате, джихаде, нашей стране, отношениях с РПЦ. Мы поддерживаем действия государства на Северном Кавказе и его политику в сфере религиозных свобод».
Схожие оценки высказали и российские муфтии на федеральном уровне. Так, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин глубоко убежден, что слова Евтеева способны нанести мусульманам «весьма серьезный урон в общественном мнении». После выхода скандального интервью председатель Совета муфтиев пытается понять: «Являлась ли его (Евтеева. – «НГ») прежде озвученная позиция обманом и приспособленчеством или в нынешних интервью были неверно интерпретированы его откровения, поскольку подобные высказывания можно охарактеризовать как неадекватные, лишенные здравомыслия, по крайней мере несерьезные для человека, облеченного определенной властью и ответственностью».
Разобраться, насколько высказывания Евтеева противоречат федеральному законодательству, взялась прокуратура РСО – она начала проверку скандального интервью на наличие признаков экстремизма.
Интересно, что избранный в январе 2008 года Евтеев стал первым в республике русским по происхождению муфтием. Он перешел в ислам из православия, а духовное образование, по его словам, получал в Карачаево-Черкесии, Саудовской Аравии и Египте. Однако муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев на днях заявил, что Евтеев официально не учился в КБР. «Мы прочитали заявление муфтия Северной Осетии и теперь пребываем в недоумении по поводу того, как лидер мусульман республики мог его сделать, – сообщил, в частности, Пшихачев. – Официально хочу заверить всех, что в Исламском институте, официально зарегистрированном в Кабардино-Балкарии, он не обучался. Мы специально подняли архивы, чтобы это проверить. Другое дело, если это проходило подпольно. Тем более не знаю, где он мог бы обучаться здесь у Хаттаба».
Между тем Али-Хаджи Евтеев созвал пресс-конференцию, где попытался отказаться от своих слов, довольно неубедительно ссылаясь на «недопонимание» и свой молодой возраст. Он принес извинения православным священникам. Также заявил, что никогда не был знаком с Хаттабом, а у других боевиков учился еще до того, как они стали таковыми. Недопониманием и тенденциозностью корреспондента он попытался объяснить и свои рассуждения о джихаде, исламском государстве и шариатском правосудии, которые, по признанию лидеров мусульман, радикально противоречат не только духу ислама, но и здравому смыслу. «Если какие-то слова имели оскорбительный характер или были не так представлены, то это в основном вина тех, кто подавал материал в определенном контексте». Дальнейшее же признание, сделанное Евтеевым, сложно назвать иначе как конфузным: «Но если в том есть и моя вина, готов ее признать. Каждый из нас может ошибаться, в том числе и я ввиду своего возраста», – сказал муфтий Северной Осетии.
В свою очередь, в ИА REGNYM, услышав о сомнениях Евтеева в добросовестности своего корреспондента, заявили, что в редакции имеется диктофонная запись беседы и она не расходится с текстом, опубликованным на сайте агентства.