Планы Росрыболовства разрешить промышленный лов амурского осетра и калуги в устье Амура серьезно обеспокоили забайкальскую общественность. Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур, представляющий пять субъектов РФ, направил письмо Владимиру Путину, в котором сообщает, что современная популяция осетровых в Амуре близка к критической, а проект разрешения лова подготовлен без экспертизы и общественных обсуждений.
Амурский осетр и калуга внесены в Красные книги России, Забайкальского края и Амурской области. Они также находятся в международных списках особо охраняемых видов как «находящиеся под угрозой исчезновения». Это эндемики, обитающие только в бассейне Амура и являющиеся реликтами, одними из древнейших рыб, сохранившихся на планете.
Проект приказа с новыми правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна появился в Федеральном агентстве по рыболовству 3 марта с.г. Ранее в Правилах, утвержденных приказом Росрыболовства в октябре 2008 года, запрещалась добыча амурского осетра, калуги и симы в Амуре и его притоках, Амурском лимане, Сахалинском заливе, Татарском проливе и в реках, впадающих в эти водоемы. Исключения, позволяющие производить промышленный лов амурского осетра и калуги, появились без научных обоснований, без заключения государственной экологической экспертизы. При этом, по оценкам ученых, состояние популяций осетровых в Амурском бассейне и прилегающей акватории морей близко к критическому. Это обусловлено нарушением среды обитания, ухудшением кормовой базы, а главное – браконьерством.
Разрешение промышленного лова в устье и лимане Амура отрицательно скажется на воспроизводстве осетровых и на других участках реки. Установление же Росрыболовством минимально допустимых размеров калуги и амурского осетра (185 см и 115 см соответственно) также приведет к сокращению нерестового стада осетровых.
Если же говорить откровенно, то нужны совсем другие приказы Росрыболовства: об усилении государственного контроля и совершенствовании правовых основ рыболовства, о создании мощной эффективной рыбоохраны. В царской России и в Советском Союзе осуществлялся строгий контроль за динамикой численности редких популяций с эпизодическими запретами на их промышленный лов. А что теперь? Действующее законодательство несовершенно. Законопроект «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них» разрабатывается уже семь лет! Нуждается в совершенствовании административное и уголовное законодательство.
Нужно признать, что подобное происходит со всеми возобновляемыми ресурсами в стране. 10 лет назад был упразднен Госкомэкологии России. Оставшиеся природоохранные ведомства оказались под крышей Министерства природных ресурсов, а природоохранные функции фактически стали подчинены природопользователям. Такого ни в одной стране мира до сих пор не было. Новые Водный и Лесной кодексы оказались однобокими, рассчитанными для потребителей ресурсов, без заботы об их воспроизводстве и рачительном использовании. Водоохранные зоны сведены до минимума, и незамедлительно водоохранные леса пошли под топор.
Еще один пример – кедр корейский, который был исключен из списка недопустимых к вырубке пород. И теперь только в Приморье объем его законных рубок составил почти 200 тыс. куб. м в год. А вместе с браконьерскими – более 500 тыс. кубов!
Росприроднадзор в начале 2008 года предлагал создать в стране единое самостоятельное ведомство, отвечающее за экологию с правом законодательной инициативы. Сегодня, когда экологические проблемы обострились до предела, только такое министерство сможет решать весь комплекс накопившихся природоохранных проблем, отработать свод экологических законов, проводить государственную, а не карманную экологическую экспертизу проектов. Однако 12 мая 2008 года Дмитрий Медведев подписал указ о Министерстве природных ресурсов и экологии с передачей ему функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Так и хочется добавить: и в интересах Министерства природных ресурсов.
Поэтому общественность, ученые вынуждены обращаться напрямую к президенту и к премьер-министру с надеждой уберечь от истребления последние кедровники, популяции осетровых, амурского тигра и леопарда. Однако слишком велика Россия, чтобы все ее экологические проблемы решали два человека, пусть и наделенные высокой властью. При тушении пожаров нужен не один пожарный, а целая команда. Такое ведомство из экологов-единомышленников непременно должно быть. Именно оно должно осуществлять межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, экологический контроль и государственную экологическую экспертизу, обеспечивать экологическую безопасность и сохранение биологического разнообразия. И перед ним должно отчитываться Министерство природных ресурсов, а не наоборот.
Настораживает и другое. Отсутствие самостоятельного государственного органа, полноценно отвечающего за сохранение благоприятной окружающей среды человека, за охрану и воспроизводство возобновимых ресурсов, чревато безвозвратными потерями в ближайшем будущем, опустошением нашей земли. Дело в том, что в конце 2009 года была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (на 2009–2018 годы). Соглашение о сотрудничестве предполагает совместную разработку российских месторождений и лесных массивов с привлечением трудовых ресурсов из Поднебесной. При этом, имея долгий опыт освоения наших лесов китайцами, можно предвидеть, какой ущерб понесут лесные ресурсы при современной беспомощной системе природоохранных органов.